Восточные славяне, в отличие от многих народов Европы, не получили прямого культурного наследия древнего мира. Но от эпохи первобытности они унаследовали и богатый словарный запас, и мифологию. Некоторое влияние на славян оказали в древности соседние скифы и посещаемые славянами с торговыми целями греческие колонии на берегах Чёрного моря. На развитии культуры в IX – XII вв. положительно сказались ежегодные многолюдные поездки русской знати и купцов в Византию, на Восток, в Западную Европу. Здесь знакомились с кораблями, крепостями, ремесленными мастерскими, различными товарами, оружием, местными обычаями и законами.
Очагами развития культуры на Руси были города, количество которых росло с каждым столетием. Некоторые русские города вроде Киева, Новгорода, Галича вошли в число центров европейского значения.
В городах значительно развилось ремесло, появились мастера самых различных специальностей. Их изделия продавались не только в городах, но и шли в деревню. В городах открывали школы. В Киеве школы для юношей существовали с X века. А в конце XI века сестра Владимира Мономаха устроила в Киеве школу для девушек. Монастыри, находившиеся тогда в основном в городах, стали важнейшими духовными и культурными центрами.
Кругозор горожан, простых посадских людей, был несравненно шире, чем у сельских пахарей, привязанных к своей небольшой общине. Горожане видели иноземных купцов, ездили сами в другие земли, обычно были грамотны, знали секреты различных ремесел, умели хорошо считать. Грамотность горожан подтверждается большим количеством новых археологических находок.
Берестяные грамоты новгородцев XI – XIII вв. говорят о широком применение письменности: писали жалобы, приглашения, распоряжения о мелких хозяйственных делах, извещения о приезде, о ценах и многом другом. Кроме берестяных писем, о грамотности горожан говорят многочисленные надписи на вещах в разных городах Руси. Гончары писали по сырой глине на своих изделиях, кузнец выковывал своё имя на изготовленном им мече, девушки надписывали пряслица своих веретен, чтобы не перепутать их на посиделках.
Много надписей сделано горожанами на стенах церквей. Здесь мы слышим как бы живые голоса древних киевлян, смолян, новгородцев: то запись странника-богомольца, то эпиграмма на соседа, заснувшего во время церковной службы, то запись о каком–либо событии. Среди надписей, нацарапанных на стенах древних зданий, есть автографы исторических лиц: Владимира Мономаха, боярина Ставра Гордятинича, о котором сложена былина. Одна надпись 1054 года о смерти Ярослава Мудрого особенно драгоценна – она свидетельствует о том, что Ярослав имел титул «цесаря» - «царя».
В Киеве ещё в середине X века появились каменные дворцы, а с принятием христианства стали строить и каменные храмы, расписанные многоцветными фресками. Учителями русских были византийские мастера. Громадное влияние на архитектуру оказали традиции славянского деревянного зодчества.
В мировую культуру вошли такие великолепные здания, как Софийские соборы Киева и Новгорода, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор Владимира и многие другие произведения.
В XII – начале XIII в. Во всех крупных русских городах шло широкое строительство крепостных стен, башен, теремов и церквей. Архитекторы возводили высокие великолепные здания с богатым скульптурным и живописным убранством. Кирпичными или белокаменными постройками восхищались современники, записывая в летопись дату строительства, любуются ими и потомки.
Рекоменудем посмотреть:
Станковая скульптура
Она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений (последнее даже породило специальное понятие "кабинетная скульптура"). Станковую скуль ...
Роль «Иенской школы» в культуре Германии
В конце XVIII столетия складывается группа передовой творческой интеллигенции, оказавшая огромное влияние на духовную жизнь не только Германии, но также и за ее пределами. Впоследствии она была названа «иенской школой». Ее членами являлис ...
Послереволюционная деятельность
В марте-июне 1918 деятельно сотрудничал в московской газете «Анархия», опубликовав около двух десятков статей. Участвовал в работах по декоративному убранству Москвы к празднику 1 Мая. В июне был избран членом московской Художественной ко ...
Навигация