В этих картинах, как и всегда, Павел Андреевич придает большое значение детали. Его герои обыденны, они живут в узком житейском кругу, и мир вещей – домашняя обстановка, одежда героев, предметы быта – имеет первостепенное значение в их характеристике. В "Сватовстве майора" все детали интерьера настоящие, действительно существовавшие вещи. Даже бутылку шампанского и кулебяку, определенные, а не какие-нибудь, художник специально приобретает для своей картины.
Созданию картин предшествовала огромная подготовительная работа. Десятки набросков, в которых живописец ищет композицию сцены, образы главных героев, выверяет позы последних, их состояние, место на поверхности холста. Чтобы найти подходящие натуры, Павел Андреевич много гулял по городу, толкался на рынках, заходил в разнообразные служебные конторы. Он неоднократно меняет жесты рук, мимику лица, наклоны головы своих персонажей.
В своих произведениях Павел Андреевич добивается обобщенной характеристики образов, поэтому критика персонажей в его картинах выливается в критику социального строя, их породившего, выработавшего их характер, обусловившего их психологию. Поистине поразительно умение Павла Андреевича в единичном, как бы случайном, выразить общее, закономерное, типичное.
В произведениях, созданных Федотовым в последний период его творчества, задачи искусства, идеи, сюжеты самих картин меняются. Теперь для художника становится более важным не обличение частных случаев общественных пороков людей, но "создание остротрагедийных образов, обнажающих уродливое состояние социального строя в целом" в императорской России.
Последние произведения Павла Андреевича отличаются особенной глубиной постижения человеческого характера; духовной насыщенностью образов. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. В последних картинах художник явно тяготеет к однофигурной композиции, соответственно, возрастает глубина психологической характеристики героя. А вместе с тем усложняется и процесс работы над образом персонажа. Центральные работы этого периода - "Анкор, еще, анкор!" (1850-1851), "Игроки" (1852), "Вдовушка" (1851). В последних работах Федотова хорошо видно, что художник в совершенстве овладел живописным мастерством, цвет в его произведениях помогает раскрытию замысла, активно участвует в восприятии зрителем изображаемого. Особенно важную эмоциональную роль играет колорит в картине "Анкор, еще, анкор!". Тревожная, напряженная цветовая гамма – сочетание теплых красновато-коричневых тонов интерьера и холодного ярко-синего квадратика неба в окне замечательно помогает передать характер замысла произведения. В любой работе Павла Андреевича, будь то рисунок с оригинала, набросок натуры или любая деталь интерьера в картине есть печать строгой требовательности художника к себе, его тщательности. Одна из самых важных особенностей творческого метода Федотова – огромная роль наблюдения в творческом процессе.
Павел Андреевич, посвятивший свое творчество бытовому жанру, являлся одним из первых русских художников, глубоко отражавших действительность в русском искусстве. Используя достижения в области бытового жанра Венецианова и его школы, он создает бытовой жанр критической направленности. Взяв от Академии навыки профессионального мастерства, Федотов, тем не менее, становится в оппозицию официальному академическому искусству. В зрелых работах живописца намечался переход от критики отдельных лиц к обличению социальных причин тех явлений, о которых он повествует. Идейной глубиной, жизненностью, силой художественной выразительности своих произведений П. А. Федотов открыл новую страницу в русском изобразительном искусстве – критический реализм.
Рекоменудем посмотреть:
Портрет
К этому жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только портретируемому (или, как говорят художни ...
Сказочная тема и ее роль в формировании нового стиля
Врубель – художник фантастического, сказочного, ирреального. С его приходом в искусство в русской живописи закончился ХІХ век с его мирным, домашним и каким-то патриархальным отношением к миру и человеку, и началось что-то новое, небывало ...
Пропорции и «Золотое сечение»
На сухом языке математики Золотое сечение — это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей.
Отношение большей части отрезка ...
Навигация