Еще одна сфера, связанная с институтом римского государства, приобрела в Риме необходимую для государственного элемента системную целостность — это военная организация. Можно сказать, что Рим целиком представлял собой военную систему. Каждый гражданин Рима в возрасте от 17 до 46 лет должен был в случае необходимости участвовать в военной службе. “Обычно римская армия состояла из 4 легионов (лат. legere “собирать”; легион — первое название всего римского войска.— А. Б.), в каждый из которых входило 4200 человек пехоты и 300— конницы . На 3000 тяжеловооруженных пехотинцев приходилось 1200 легковооруженных, сражавшихся в кожаных шлемах, с короткими копьями и легкими плетенными щитами” [160, 194]. Все римское войско было разбито на особые подразделения — манипулы (лат. manipulus “горсть”), имеющие особые значки, часто в виде орла; воины группировались вокруг этих значков и, следовательно, ни в ходе военных действий, ни во время марша или в лагере не было никакой неразберихи. Лагерь строился после каждого дневного перехода и обустраивался со всей римской серьезностью и тщательностью, окружался рвом, валом и другими видами внешней защиты; ставились палатки главнокомандующего и квесторов. В центре сооружался помост — трибунал, с которого командующий обращался к воинам. Дисциплина поддерживалась системой наказаний и поощрений. Среди поощрений был обычай вешать на грудь специальные медные дощечки, напоминающие ордена, на руку надевались медные браслеты в несколько витков, венчали дубовыми венками, а тот воин, кто первым поднимался на стену вражеского города, получал золотой венец. Среди почестей для военачальников следует назвать триумф и овацию. Триумфа удостаивался полководец за расширение границ государства или особо важные победы. Если победа была менее значительной, то победитель удостаивался не лаврового, а миртового венка, это чествование называлось овацией.
Преуспев в создании государства и военном деле, римляне не избежали гражданских войн. В провинциях царил произвол, наместники грабили население в свою пользу, ведь нужно было содержать не только наместника, но и его свиту и войско. Сам Рим как государство также выступал все более грабительским по отношению к завоеванным территориям. Римляне, которые прежде захватывали скот и оружие, начали вывозить золото, мраморные статуи, драгоценности.
В Рим хлынули огромные потоки рабов, продающихся все дешевле и дешевле, поэтому многие стали считать, что прокормить раба дороже, чем купить нового. Именно в Риме рабовладение выражалось самым отчетливым образом и применялось практически во всех отраслях деятельности. В трактате “О земледелии” Катон Старший говорит о том, что раб должен постоянно быть занят работой в будни и праздники, в хорошую погоду и ненастье, рабу нужно, по его словам, давать меньше пищи, а больного и старого лучше вовсе не кормить. Именно ему принадлежат такие изречения: “Леность — мать всех пороков”; “Труд удерживает раба от воровства” [135, с. 44, 87].
Для армии война — средство наживы, и воины становятся менее подвижными, настолько отягощены они добычей. Победители захватывают и земли, становясь землевладельцами. Это усиливает столкновения внутри римского общества, поскольку прежний правящий слой Рима — нобилитет (лат. nobilitas “слава, родовитость”) стремится преградить таким скоробогатеям доступ к власти. Появляется закон о том, что начинать карьеру можно с 28 лет: после 10 лет военной службы нужно было пройти низшие ступени должностной власти и только после 43 лет — претендовать на консульство. Вместе с ограничениями начинается борьба за власть, которую старые аристократы стремятся удержать, причем в ход идут связи, взятки, поддержка клиентов (у кого их больше, тот и оказывается в выигрыше),— словом, все то, что в нынешнее время именуется коррупцией. Можно сказать, что Рим буквально изобрел саму политическую борьбу и различные ее способы, многие из которых вошли в традицию настолько, что трудно отыскать их видимые корни.
Стоит отметить, что не только умение воевать за власть и мировое пространство сделало Рим великой державой, а римскую культуру — великой культурой. Все перипетии римской истории создали ценности, характерные для римского общества и впоследствии прославляемые историками, политиками и поэтами. Байрон напишет, спустя века, в поэме “Паломничество Чайльд-Гарольда”:
Рекоменудем посмотреть:
Исторические этапы развития и становления производства и
обработки стекла
Стекло известно человеку уже более пяти тысячелетий. Ученые предполагают, что одними из первых с искусственным стеклом познакомились древние гончары: при обжиге на изделие из глины могла попасть смесь соды и песка, и на поверхности издели ...
Михаила Архангела Свирская церковь
Время создания:
1180—1197 гг.
Величественная церковь во имя Михаила — некогда придворный храм смоленского князя Давида Ростиславича. Она расположена на западной окраине Смоленска, на холме, возвышающемся над поймой Днепра. Смоленские мас ...
Египетские пирамиды
Египет, 4500 лет до нашей эры.
Как нам всем известно, одним из семи чудес света, и единственным из этих, которое достигло, до нашего времени, является пирамиды – гробницы древних египетских царей.
Первым из египетских царей, воздвигнувш ...
Навигация