Различные виды общественной деятельности человека обслуживаются разными функциональными разновидностями языка, самой же распространенной формой социально-речевого воздействия является диалог. Однако там, где виды культурно-общественного речевого общения утончены и сложны, наиболее уместной формой общения, как считает академик В.В. Виноградов, оказывается монолог.
При этом виды монологической речи различаются в зависимости от « профессионально-служебных расслоений, и типов общественных взаимодействий». Исходя из функций языка, обслуживающих две кардинальные потребности человека (мыслить и общаться) в различных сферах человеческой деятельности, выделяют четыре типа монологов. В непосредственно бытовом говорении реализуется монолог убеждающий или внушающий (агитационный), монолог лирический, рассматриваемый как речевая форма изъявления переживаний и эмоций, монолог драматический, и монолог повествовательный сообщающий.
Монолог воздействующий, убеждающий, который обращен к широкой аудитории и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения называют ораторской речью. Воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось в обществе. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Риторика-наука об ораторском искусстве- возникла в 5 в. до н.э. Крупнейшими основателями античной риторики были Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. Риторика считается праматерью культуры речи. В русской традиции в качестве синонимов употребляются также слова «оратория», «красноречие». Особый раздел риторики - учение о способах доказательства и доказательности речи. Такая речь получила название - аргументирующая.
Аргумент это довод, служащий для доказательства, а следовательно, необходимый для убеждения. Убеждать же можно либо в правоте некоего мнения (собственно убеждающая речь ), либо в необходимости некоего действия (агитирующая речь ).
Общая цель оратора в аргументирующей публичной речи - убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. Разновидности этого спорного вопроса определяют и разновидности аргументирующей речи. Определяя свою общую цель, оратор должен предварительно обдумать, на какого рода спорный вопрос он будет отвечать в речи, а следовательно, какую речь он собирается предложить аудитории — убеждающую или агитирующую. Спорный вопрос – это проблема речи.
Следующая задача, которую должен разрешить оратор при подготовке речи,- это четко сформулировать свой тезис. Тезис- «ответ на спорный вопрос», «способ решения проблемы» должен быть сформулирован совершенно ясно для самого оратора и, что главное, конкретно.
При выдвижении тезиса следует руководствоваться тремя правилами: во-первых, тезис должен быть четко сформулирован; во-вторых, должен оставаться одним и тем же в ходе всего доказательства; в-третьих, тезис не должен содержать в себе логического противоречия.
Доказывая, еще мало выдвинуть правильный тезис. Необходимо позаботиться, чтобы он опирался на достаточное основание, т. е. был доказан убедительными аргументами. аргументы, в свою очередь, должны быть истинными, достаточными для данного тезиса, а их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.
Далее наступает этап оценки тезиса: оратор должен определить, как его тезис будет воспринят аудиторией. От этого зависит выбор стратегии доказывания. В том случае , когда аудитория относится к тезису благожелательно, оратору лучше выбрать дедуктивную стратегию доказывания, т. е. идти от общего (тезиса) к доказательствам, примерам.
В том случае, когда трудно предусмотреть отношение аудитории к выдвигаемому тезису, выгоднее всего использовать индуктивную стратегию доказывания, т. е. идти от доказательств к формулированию тезиса, который может быть назван в полном виде ближе к концу речи.
Когда же данная аудитория, как предполагает оратор, может встретить тезис «в штыки», тоже следует прибегнуть к индуктивной стратегии доказывания. При этом необходимо провести предварительную, в начале речи, «обработку» аудитории.
При подготовке аргументирующей речи необходимо обратить особое внимание на разработку ее вводной части, так как в речи этого типа оратору важно с первых слов привлечь и расположить к себе слушателей. При этом следует руководствоваться рядом принципов, выработанных риторикой. Назовем основные:
а) Заинтересовать слушателей.
б) Расположить слушателей к себе.
Для выполнения второй задачи- расположить адресата к себе, склонить на свою сторону- можно использовать ряд приемов и средств.
1). Первые три фразы речи могут содержать тактическую шутку ( не раздражающую слушателей. а, наоборот, примеряющую аудиторию с оратором) , афоризм или цитату (тоже примиряющего характера). Желательна также похвала в адрес аудитории, но ни в коем случае не слишком явная, не грубая.
Рекоменудем посмотреть:
Упреждающая аргументация – перехват инициативы
В данном случае речь идёт не о самостоятельном тактическом приёме, а о лояльной уловке. Аргумент заменяется неким «вопросом на засыпку », отвечая на который оппонент с опозданием обнаруживает несостоятельность своих контрдоводов (ещё до т ...
Советский театр 30-80-х годов. Основные тенденции
Новый период российского театра начался в 1932 постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Основным методом в искусстве был признан метод социалистического реализма. Время художественных экспериментов ...
Русская живопись второй половины XVIII века
XVIII век в России – это не только время взлета общественного самосознания, общественной и философской мысли, но и время расцвета искусства. Рядом с именами корифеев русской науки и литературы – Ломоносова, Фонвизина, Радищева, Державина ...
Навигация