Небольшие по размеру изделия выполняют на вращающейся крышке стола или на специальном приспособлении. Это связано с тем, что все элементы геометрической резьбы следует резать по слою, в направлении естественного роста и развития волокон древесины. В этом случае поверхность изделия получается гладкой и блестящей. При резьбе против слоя древесины волокна перерезаются, задираются, поверхность получается шероховатой, матовой.
Выполнение резьбы состоит из двух этапов: надрезания и подрезания.
При надрезании нож-косячок зажимают в руке лезвием на себя и ведут по линиям рисунка обычно с наклоном вправо.
При подрезании положение ножа в руке не меняется, только руку наклоняют в противоположную сторону и делают подрезку уже надрезанного контура.
Выемки поперек волокон древесины начинают с прорезания средней линии выемок. Косячок ставят острием лезвия на начало первой карандашной линии вертикально или с небольшим наклоном к себе. Движением к себе прорезают линию на глубину около 3 мм. При погружении острия резачка в древесину пятка косячка должна быть выше поверх, ности заготовки. В конце прорези пятку косячка погружают в древесину или, наоборот приподнимают. Таким образом, прорезают все средние линии на заготовке. Резать нужно строго по карандашным линиям, держа косячок в вертикальной плоскости и погружая его на одинаковую глубину. Очень важно не перерезать линию, ограничивающую орнамент.
При резьбе наклонных граней выемки косячок наклоняют вправо или влево. Угол наклона должен быть в пределах 30—40°. При большем наклоне грани выемки получатся пологими и невыразительными, при меньшем наклоне - слишком резкими.
Точно так же производится резьба левых граней с наклоном косячка влево. Резать следует медленно с постоянным нажимом на резец.
Торцовые грани выемок подрезают, соблюдая все вышеописанные правила. Стружки в виде трехгранной соломки должны отделяться сами или от дуновения резчика. Если стружка где-либо не отделилась, повторяют все операции сначала в том же порядке. Не следует отдирать стружку пальцами или выламывать ее ножом.
Выемки вдоль волокон древесины требуют при резьбе меньше усилий, но резать их несколько сложнее, потому что резец стремится пойти по слою древесины и его нужно постоянно удерживать на прямой линии. Это требует внимания и твердости руки, а также тщательной заточки инструмента. Выемки под углом к волокнам древесины режут в разных направлениях. Обычно правую грань режут по направлению к себе, а левую — от себя. Грани выемок, расположенных наклонно к строению волокон, легко прорезают в направлении слоев. Резьбу лунок с углублением у овального контура выполняют косячком и полукруглой стамеской, профиль которой должен соответствовать дуге окружности. Стамеску ставят вертикально на линию дуги окружности. Слегка нажимая на черенок, углубляют ее в древесину на 2—3 мм. Таким образом, делают надрезы лунок первого вертикального ряда, расположенных поперек волокон. Затем косячком срезают грани к основанию надреза так же, как при подрезке уголков. Грани получаются плоскими.
При резьбе лунок с углублением по средней линии сначала косячком делают вертикальный надрез по средней линии, а затем соответствующей по размеру и профилю стамеской подрезают грани лунок. Подрезать грани лунок нужно в разных направлениях, чтобы резать по слою древесины: нижние грани — движением к себе сверху вниз, а верхние — движением от себя снизу вверх.
При резьбе лунок в виде ноготков подбирают полукруглую стамеску соответствующего размера. Стамеску берут за черенок фаской к себе, правый угол лезвия ставят на линию и, вращая стамеску справа налево, делают вертикальный надрез в виде дуги. В результате от заготовки отскакивает стружка в виде ноготка, а внутри образуется выемка с полукруглыми краями.
Рекоменудем посмотреть:
История
По проекту Ивана Владиславовича Жолтовского было воздвигнуто здание, в котором ныне располагается Сочинский художественный музей. "Архитектор организует не только пространство, но и человеческую психику, он подлинный организатор жизн ...
Виды резьбы и техника ее выполнения
Существующие виды резьбы по дереву можно подразделить на группы. Основные из них следующие:
- плосковыемчатая, или углубленная;
- плоскорельефная;
- рельефная;
- прорезная, или ажурная;
- скульптурная, или объемная;
- домовая (кора ...
Портрет
К этому жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только портретируемому (или, как говорят художни ...
Навигация