Вот уже более шестисот лет Высоцкий монастырь переживает вместе с русским народом счастье и невзгоды, радуется победам и скорбит в горе. Ровесник битвы на Куликовом поле, он принимал в своих стенах преподобного Сергия Радонежского, царя Ивана Грозного, патриарха Тихона.
Вторая половина XIV века представляет в истории нашего Отечества особую эпоху. Это было время невиданного религиозного и культурного подъема Руси, и началось оно с преображения духовного мира человека. Одним из важнейших проявлений духовных перемен второй половины XIV столетия явилось то выдающееся событие в истории русской культуры, что получило название "монастырского возрождения". Оно представляло собой широкое движение по перестройке всего уклада монашеской жизни в стремлении усилить живительный аскетизм и сопровождалось основанием новых монастырей, возводимых на общежительных началах. Монастырское возрождение связывается с именами виднейших подвижников: Дионисия Суздальского, Димитрия Прилуцкого, Стефана Махрищского и многих других. Центральное же место в этом славном ряду принадлежит тому, кого называют "игуменом земли Русской" - преподобному Оргию Радонежскому. Истинный светильник веры своим личным примером вдохновлял монашествующих и мирян, сильных мира сего и простых людей. Его многочисленные ученики разошлись во все стороны Руси, возжигая новые огоньки веры - как в местах, где раньше не ступала нога православного человека, так и в давно славивших Христа городах и весях.
Серпуховский Высоцкий в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужской монастырь - одна из тех обителей, на которых лежит эпохальная печать второй половины XIV столетия. Его намоленные стены хранят дух и преподобного Сергия, и русского торжества на Куликовом поле.
Монастырь был основан в 1374 году устроением серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, двоюродного брата и сподвижника великого князя Дмитрия Донского. КнязьмВладимир избрал для обители возвышенность к югу от Серпухова на левом берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, и обратился за благословением к самому преподобному Сергию Радонежскому, духовный авторитет которого в то время уже был чрезвычайно велик. Преподобный лично прибыл в Серпухов. Как свидетельствует его Житие, "святый, при-шед, нареченное место благословляет и церковь воздвиже". Место, избранное под новую обитель, называлось Высоким, поэтому и сам монастырь получил название Высоцкого. Руководство обителью Радонежский чудотворец поручил одному из своих любимых учеников - Афанасию Старшему.
Князь Владимир Храбрый не жалел средств для благоукрашения обители. Сразу после основания в монастыре выстроили первый храм, посвященный Зачатию Пресвятой Богородицы. Не покладая рук трудился настоятель Афанасий. Его достойная примера деятельность привлекала к себе все больше внимания, и число насельников обители постепенно росло. Среди них особенно выделялись ближайшие ученики, просиявшие впоследствии святостью своей жизни преподобные: Никон Радонежский, будущий преемник Сергия Радонежского, второй игумен Троицкого монастыря, а также Афанасий Младший.
В день празднования Рождества Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября 1380 года объединенное русское войско под командованием Дмитрия Донского одержало великую победу над Золотой Ордой в битве на Куликовом поле. Громадная заслуга в этой исторической победе принадлежала князю Владимиру Храброму, который возглавлял засадный полк и в решающий момент сражения ударил по врагу, обратив его в бегство. В память о победе и в благодарность Небесной Владычице по возвращении домой князь Владимир воздвиг в Высоцком монастыре обширный каменный Зачатьевский собор, заменивший прежний деревянный, и трапезную палату с церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Новый храм был поставлен над братской могилой воинов-серпуховичей, сложивших головы в кровавой сече.
По преданию, в 1381 году обитель на Высоком в сопровождении преподобного Сергия Радонежского посетил митрополит Киевский и всея Руси Киприан - писатель, редактор, переводчик и книгописец, один из виднейших представителей славянской книжности эпохи Средневековья. Он прибыл для того, чтобы освятить новые храмы. Согласно некоторым сведениям, встреча игумена Афанасия и митрополита Киприана связала их глубокими узами духовной дружбы и единомыслия. Когда осенью следующего года Дмитрий Донской изгнал Киприана из Москвы, с ним вместе удалился сначала в Киев, затем в Константинополь и Афанасий. Игуменом Высоцкого монастыря стал Афанасий Младший, а после его кончины в 1395 году - преподобный Никита, которого считают духовником Пафнутия Боровского и основателем Богоявленского монастыря в Костроме. При этих преемниках Афанасия Старшего обитель продолжала процветать, сохраняя прежние традиции и уклад жизни. По-прежнему велось и каменное строительство. К 1396 году относится сооружение каменной сени на четырех столбах над местом погребения Афанасия Младшего. Время управления монастырем первыми тремя святыми настоятелями оценивается как самая драгоценная страница его истории.
Важной особенностью жизни Высоцкого монастыря было его пограничное положение на южных рубежах великого княжества Московского. Вплоть до XVII века река Ока являлась границей, разделявшей русские земли и Степь. Вдоль нее строились оборонительные линии, защищавшие государство от разорительных набегов неспокойных южных соседей. Высоцкий монастырь зачастую использовался как крепость и всегда находился под угрозой разорения. В 1382 году золотоордынский хан Тохтамыш напал на Русь, чтобы заставить ее снова платить дань Орде. Как сообщает летописец, по дороге на Москву он "взя град Серпохов и огнем пожже". В 1408 году еще более сокрушительный удар нанес хан Едигеем. В ходе его нашествия были разрушены Серпухов, Дмитров, Ростов, Переяславль, Нижний Новгород и другие города. Москва находилась в осаде. Расположенный рядом с Серпуховом Высоцкий монастырь также был опустошен. Полувоенное положение обители сказывалось и на ее жизни. После яркой эпохи трех первых настоятелей в монастыре на долгое время затихает глубокая внутренняя жизнь. Да и с точки зрения внешнего благолепия, XV - первая треть XVI века не были временем монастырского процветания: могучая ктиторская поддержка обители прекратилась со смертью Андрея Храброго.
Начиная с эпохи Ивана Грозного хозяйственная жизнь монастыря снова налаживается. Первый царь всея Руси трижды - в 1556, 1570 и 1574 годах - посещал обитель на Высоком. Богомолья государя сопровождались богатыми вкладами и предоставлением различных льгот. К середине XVI века Высоцкий монастырь обладал четырьмя погостами, 89 деревнями, бором. Борис Годунов также жаловал обитель. Но царские милости временами меркли перед грозой неумолимых нашествий иноземцев. Особенно трудным для Высоцкого монастыря стал конец XVI - начало XVII веков.
На рубеже 1560-70-х годов страну косила эпидемия чумы, свирепствовал голод. Опричник Генрих Штаден, автор интереснейших записок о времени Ивана Грозного, заметил, что "многие села и монастыри от того запустели". В 1571 году обитель на Высоком, как и вся серпуховская округа, была разорена и сожжена войсками татарского хана Девлет-Гирея, который дошел до самой Москвы, устроив там небывалое опустошение. Об этом нашествии впоследствии поведал в письме на родину некий англичанин, который был его свидетелем: "12 мая [1571 года] в день Вознесения крымский хан пришел к городу Москве с более чем 120 тысячами конных и вооруженных людей. Так как царские воеводы и воины были в других городах как охрана, а москвичи не приготовлены, то сказанные татары зажгли город, пригороды и оба замка. Все деревянные строения, какие там находились, были обращены в пепел... На расстоянии 20 миль в окружности погибло множество народа, бежавшего в город, замки и пригороды, где все дома и улицы были так полны огня, что некуда было притесниться; и все они погибли от огня... Число погибших при разорении Москвы показывают такое громадное, что я не решаюсь передать его. Скажу только, что из окрестностей Москвы на 60 миль и более и восьми человекам не удалось спастись в городе... Молю Бога не видеть впредь подобного зрелища".
В Высоцком монастыре в тот год тоже бушевал страшный пожар. Он оставил после себя прослойку угля, которая прослеживалась в пластах культурного слоя практически на всех участках обители, где в 1970-80-е годы проводились археологические раскопки. Невзгоды XVI века привели к обветшанию древнего Зачатьевского собора, выстроенного в 1381 году. Вместо него возвели новый храм, он сохранился до наших дней.
На смену грозным временам Ивана Грозного пришла не меняя напряженная эпоха Смуты. В 1609 году в монастыре хозяйничали интервенты-поляки, а спустя девять лет - лихие запорожские казаки под предводительством гетмана Петра Сагайдачного. Скорее всего, обители досталось и во время нападения на Серпухов ногайских татар в 1614 году.
Возрождение монастыря началось при первых государях из династии Романовых при их непосредственном участии. Царские грамоты 1614 и 1621 годов подтвердили прежние льготы. В 1627 и 1628 годах Патриарх Филарет, отец царя Михаила, пожертвовал в монастырь книги, деревянный крест и деньги. В середине XVII столетия по распоряжению государя Алексея Михайловича и на пожалованные им средства приступили к возведению монументальных крепостных стен с башнями. А на рубеже XVII-XVIII веков в монастыре, получавшем тогда щедрые вклады от бояр Нарышкиных, к которым принадлежала вторая жена Алексея Михайловича Наталья, мать Петра I, широко развернулось новое церковное строительство. Тогда частично перестроили Зачатьевский собор, возвели ныне существующий четверик Покровской церкви.
В середине XVIII столетия монастырь был крупным вотчинником. Он владел 3000 душами крестьян, селами, деревнями, мельницей на реке Наре, двумя часовнями, деревянным подворьем в Москве. В конце XVII - начале XVIII веков к Высоцкой обители был приписан женский Серпуховский Владычный монастырь. Все это грандиозное хозяйство рухнуло в одночасье, когда императрица Екатерина II провела свою знаменитую секуляризацию. В 1764 году обитель на Высоком лишилась вотчин, была отнесена к 3-му монастырскому классу (ниже по своему статусу были только так называемые заштатные монастыри) и с тех пор существовала на довольно скудное казенное содержание и пожертвования. Правда, к середине XIX столетия ее положение заметно улучшилось. Братия не бедствовала, возводились новые постройки. В 1823-1826 годах в монастыре подвизался знаменитый Авель Прорицатель, именно здесь предрекший скорую кончину императора Александра I, восстание декабристов на Сенатской площади в декабре 1825 года, восшествие на престол Николая I.
В конце XIX века Высоцкий монастырь попал под пристальное внимание историков искусства и реставраторов. В 1902 году вышло обстоятельное описание обители, снабженное многочисленными иллюстрациями (составитель Д.К. Тренев). Продолжались масштабные строительные работы, осуществлялись росписи храмов. Однако количество монашествующих, положенное по штату, было невелико. К началу XX века в обители проживали архимандрит-настоятель, 6 иеромонахов, 4 иеродьякона, 3 монаха и 12 послушников.
Грянула революция. В течение года (с ноября 1918 года по конец 1919 года) в стенах монастыря размещались латышские стрелки. После их ухода часть монастырской территории была передана концлагерю. Когда в 1920-х годах во Владычном монастыре разместилось военное училище, около 100 монахинь поселились в настоятельском корпусе и подсобных помещениях. В 1928 году горькая участь закрытия постигла и Высоцкий монастырь. Какое-то время в его стенах теплилась монашеская жизнь, а Покровский храм действовал как приходской, но и эти последние островки христианского благочестия вскоре были поглощены безбожной пучиной. С 1930-х годов в помещениях обители располагались казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры. Часть построек была утрачена.
Возрождение монастыря началось в 1991 году, когда Священный Синод принял решение о восстановлении монашеской жизни на Высоком. 10 апреля 1991 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий постриг трех первых насельников. Настоятелем монастыря стал архимандрит Иосиф (Балабанов). 24 сентября 1994 года состоялось обретение мощей преподобного Афанасия Младшего, которые были помещены в раку, установленную в Покровском храме. Упорными трудами братии под руководством архимандрита Иосифа, а с февраля 1999 года игумена Кирилла (Костикова), монастырь вновь засиял путеводной звездой для всех ищущих Христа.
Старинный город Серпухов расположен на нескольких холмах. "Каждый холм, - писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, - освящен высящейся на нем церковью". Среди этих церквей - и храмы древнего Высоцкого монастыря. К началу XX века в обители было 7 храмов. В середине 1930-х уже не действовал ни один из них.
Главной постройкой монастыря является летний соборный храм во имя Зачатия Пресвятой Богородицы. В течение продолжительного времени считалось, что до наших дней сохранился первоначальный храм, выстроенный еще в 1381 году Владимиром Андреевичем Храбрым и лишь несколько перестроенный впоследствии. Однако существующий ныне собор относится к середине - второй половине XVI столетия, что, помимо всего прочего, было подтверждено археологическими раскопками советского периода. Храм Владимира Андреевича Храброго заметно обветшал к эпохе Ивана Грозного. Особенно сильно на его состоянии сказались частые пожары, которые Высоцкий монастырь переживал в годы нашествий иноплеменников. Собор XIV века был разобран, и на прежнем месте возвели новый. Не исключено, что закладка его состоялась после нашествия крымского хана Мухаммед-Гирея в 1571 году, когда храм-предшественник окончательно пришел в негодность.
Собор имеет вид правильного квадрата. Двухсветный четверик пятиглавого крестово-купольного четырехстолпного храма поставлен на высокий подклет, в кладку которого вошло основание храма-предшественника. К восточной стороне примыкает трехчастный алтарный выступ - апсида, имеющая уникальный граненый облик с узкими щелевидными окнами. С южной, западной и северной сторон вокруг собора идет крытая двухъярусная каменная паперть в виде обходной галереи. Разновеликие галерейные арки опираются на массивные квадратные столбы. Первоначально для входа на галерею были устроены с трех сторон каменные лестницы, но уже к началу XX века сохранялась лишь одна из них (с двойным сходом) - на юго-западной стороне собора. Нижняя часть собора когда-то служила усыпальницей. Фасады четверика расчленены лопатками натри прясла и завершены рядом закомар, отрезанных карнизом от поля стены. В конце XVII - начале XVIII веков на средства Нарышкиных была перестроена верхняя часть собора: при этом изменили своды и наладили четырехскатную кровлю. До революции храм неоднократно расписывался. В 1899 году росписи были поновлены "в новейшем живописном вкусе", как тогда писали. В первой половине XVII века с севера и юго-востока к собору пристраиваются приделы в честь Рождества Пресвятой Богородица и святителя Николая Чудотворца. В 1697 году на средства дяди Петра I Льва Нарышкина на месте Никольского придела было построено трехэтажное здание, сохранившееся доныне. На первом этаже этой пристройки располагается церковь во имя святителя Николая, в которой сохранились росписи 1873 года (освящена 11 августа 1991 года и стала первым зимним храмом возрожденной обители), на втором - ризница, на третьем - храм во имя преподобного Сергия Радонежского (освящен после реставрации 6 сентября 1996 года).
После вызванного закрытием монастыря запустения, царившего большую часть XX века, с 1995 года в Зачатьевском соборе начались полноценные восстановительные работы.25 сентября 2001 года, в день памяти преподобного Афанасия Высоцкого Младшего состоялось великое освящение собора. Чин совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении нескольких архиереев.
Второй по времени основания храм Высоцкого монастыря. Древнейшая Покровская церковь с трапезной была построена в 1381 году, когда серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый, вернувшийся после Куликовской битвы, щедро одарил монастырь и пожаловал средства на возведение его первых каменных построек. Однако внешний вид этого храма неизвестен. Как и Зачатьевский собор, он был разобран в XVI веке. Новое здание Покровской церкви появилось после нападения крымского хана Мухаммед-Гирея 1571 года. Храм выстроен из кирпича на высоком подклете, в котором размещались теплый погреб, кузница, хлебная, угольная. Здание представляло собой большую одностолпную палату, соединенную галереей с Зачатьевским собором. В 1697 году на средства Нарышкиных, в то время сильно благоволивших монастырю, Покровская церковь была перестроена в популярной тогда стилистике московского барокко. Высокий четверик увенчали декоративные кокошники и глава на граненом барабане. Окна были обрамлены наличниками с килевидными завершениями, что также представляет собой характерную черту русского каменного зодчества XVII столетия. Барабан главы и фасады церкви украшали изразцы, на некоторых из них находились изображения двуглавого орла. Одновременно с перестройкой 1697 года стараниями царского спальника князя О.В. Засекина устраивается иконостас. В начале XIX века храм был снова перестроен, уже в стиле классицизма. Четверик увенчали треугольные фронтоны и купол с главкой на барабане. В 1872 году Покровскую церковь расширили за счет пристройки с северо-восточной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы.
К моменту передачи Высоцкого монастыря Русской Православной Церкви храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы находился в плачевном состоянии. Купола не существовало, стены пересекали многочисленные трещины, местами зияли огромные пробоины, крыша едва прикрывалась прогнившим железом. С 1992 года началась упорная работа по восстановлению храма. Уже 9 июля 1993 года было совершено освящение придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 8 сентября 1994 года - престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Рекоменудем посмотреть:
Средневековая городская культура
К. Маркс не случайно назвал западноевропейские вольные города «наиболее ярким цветком Средневековья» (Маркс К. Капитал, т. 1. М., 1952, с. 720). Действительно, культура средневекового города была многообразной и динамичной, в ней сталкива ...
Скейтеры, альтернативщики
Они в чем-то похожи. катаются на скейтах, слушают альтернативную музыку. кстати о музыке. эмо слушают поп-альтернативу с плаксивыми нотами, бруталы, трэш, скин и мажоры предпочитают музыку более грубую со скрим-вокалом или гроулингом, так ...
Фотограф гражданской войны
Часто забывают, что Мэтью Б. Брэди, самый представительный фотограф своего времени, который с таким чувством и художественным вкусом снимал портреты великих и прославленных людей, вначале овладел этим мастерством, создавая картины кистью. ...
Навигация