Храмовое искусство созвучно покою, вечности, оно лишено всего временного и преходящего. Оно построено на камне и у него твердые основания веры в бытие и человека, основанное на любви к Творцу. Храм – это не только здание, не только «дом Бога», но он олицетворяет также иную действительность, небесное будущее, которое пока не достигнуто человечеством. Именно эта мысль, как считал выдающийся русский философ Е.Н. Трубецкой, выражается архитектурою древних русских храмов, и в особенности новгородских и псковских, в которых она запечатлена с наибольшей силой и простотой.
Русская религиозная идея олицетворяется и особенной архитектурной формой купола-луковицы. Форма луковицы является специфической для крестово-купольных сооружений древнерусской архитектуры. Если византийский купол над храмом изображает собою небесный свод, покрывающий землю; готический собор выражает неудержимое стремление ввысь, то русская «луковица», по мнению Е.Н. Трубецкого воплощает в себе идею «молитвенного горения и стремления к небесам». Русские храмы завершаются огненным языком, увенчанным крестом и к кресту заостряющимся. Так, колокольня Ивана Великого в Московском Кремле напоминает гигантскую свечу, горящую над столицей, а многоглавые кремлевские соборы и церкви – огромные многосвечники.
Существуют и другие попытки объяснить происхождение луковичной формы русских церквей. Например, утилитарными целями – как-то необходимостью заострять вершины храмов, чтобы не залеживался снег, а влага не разрушала сооружения. Однако, по мнению Е.Н. Трубецкого, такой подход не объясняет главного – религиозно-эстетического значения русских храмов. Ибо восприятие таких сооружений способствует определенному религиозному настрою и эстетическому переживанию. Внутри древнерусского храма луковичные главы сохраняю традиционное значение всякого купола, т.е. изображают неподвижный свод небесный, где царствует сам Бог. Внутреннее соборное объединение словно побеждает хаотическое разделение и вражду мира и человечества. В соборах предстает грядущие мир Вселенной, объемлющий и людей, и ангелов – эта объединительная идея всех и вся во имя наступления и приближения совершенного мира является основной идеей храмового искусства, проявившаяся и в архитектуре, и в живописи.
Русское средневековое зодчество является одной из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Подобно западноевропейскому средневековью, русская архитектура X–XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя другие виды, в т. ч. и живопись. Более трех четвертей древнерусских монументальных построек домонгольского периода не сохранилось, и известно нам лишь по раскопкам или упоминаниям в письменных источниках. Из памятников этого времени сохранилось лишь несколько сооружений – Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове, а также Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли и некоторые другие.
- Софийский собор
- Спасо-Преображенский собор
- Церковь покрова на Нерли и Успенский собор во Владимире
- Русская икона
- Иконописное искусство Новгорода и северных областей
- Псковская иконопись
- Московская иконопись
Рекоменудем посмотреть:
Религия
Представления древних греков о своих богах менялись вместе с изменением форм общественной жизни. Ни в одной стране мира не было богов, более родственных человеку. Наделенные всеми человеческими слабостями, они часто снисходили к бедному ч ...
Хай-тек
Хай-тек (от англ. high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-е и нашедший широкое применение в 1980-е. Основоположники и самые яркие представители — Ри ...
Зарождение портретной живописи
Наибольших успехов живопись второй половины XVIII века достигает в жанре портрета, который предстаёт во множестве своих разновидностей: парадный, полупарадный, камерный и интимный, портрет в пейзаже, портрет в интерьере, семейные портреты ...
Навигация