Структурная целостность культуры

Информация » Структура и функции культуры » Структурная целостность культуры

Страница 1

Культура выступает как предмет и область гло­бального научного рассмотрения, содержанием которого становится генезис, функционирование и развитие куль­туры как специфически человеческого способа жизни, который исторически раскрывает себя в процессе культурного наследования, внешне сходного, но радикально от­личного от существующего в мире живой природы. Зада­ча глобалистики — построить «генетику» культуры, кото­рая бы не только объясняла историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но и могла бы, в перспективе, прогнозировать его. Поставленная задача предполагает решение следующих фундаментальных про­блем:

1) выявление «гена» и «генетического кода» культур­ных феноменов, т.е. базисных структур, которые ответ­ственны за сохранение, передачу социального опыта;

2) изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мута­ционное воздействие на «гены» культурно-исторических образований, перестраивающих их «код» в процессе твор­чества;

3) изучение суммарных последствий такого развития как реальной истории «очеловечивания» мира.

В соответствии с таким подходом к изучению культурных феноменов на данном этапе развития социологического знания выделяются следующие структурные составляющие культуры:

1) явления культуры или артефакты (от лат. arte — искусственное и factus — сделанный) то есть продукты и результаты человеческой деятельнос­ти, искусственно созданные человеком. Например, сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы действия;

2) паттерны - относительно устойчивые и повторя­ющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, поведе­ния. Поясняя данное понятие, можно говорить о том, что культура включает в себя образцы человеческих отноше­ний. Известный американский ученый Дж. Ханигман выде­лил в культуре два рода явлений. Во-первых, социально стандартизированное поведение в сообществах. Во-вторых, материальные продукты групповой активности. Из единиц такого рода складыва­ются определенные образцы, конфигурации, стереотипные формы — паттерны.

Они могут быть универсальными для данной культуры (на­пример, государственное творчество), а могут быть и специфич­ными для региона (например, способ обработки земли) или для группы (например, жаргон). Культурные образцы могут носить ха­рактер реальных действий, или отношений, или воображаемых представлений. К числу последних относятся идеалы.

3) смысловые доминанты культуры - это те главные смыслы, то общее отношение каждого отдельно взятого человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Именно смыслы определяют, то, что мы ищем в мире и в самих себе. Человек наделяет смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Таким образом, весь мир превращается в поля человеческих смыслов, в мир культуры. Объ­единяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопе­реживания, язык для выражения тончайших движений души. Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура — это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Куль­тура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдох­новляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, ре­лигиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бы­тия и мироощущения людей, образуя тем самым смысловые доминанты. Из смысловых доминант образуется еще одна составляющая культуры – символические объекты.

4) символические объекты – это знания, идеи, ценности, нормы, знаковые системы, условно отделяющие одни социальные объекты (народы, этносы, государства) от других, придающие им свою уникальность и неповторимость.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Живопись без границ
Когда я смотрю на Мадонну Рафаэля, всегда думаю: «Какое счастье, что, Дали родился в ХХ веке! Прежде на него и внимания бы не обратили». Наиболее интересные и своеобразные произведения Дали середины 1920-х годов писались с натуры. Портре ...

Д. Кваренги
Джакомо Кваренги (1744–1817) приехал в Россию в 1780 г. и прожил здесь долгие плодотворные годы. На протяжении всей жизни он оставался наиболее ярким выразителем строгого классицизма. Кваренги был убежденным поклонником римской античности ...

Коммуникативные качества речи
Понимание норм литературного языка не имеет пока желаемого и нужного единообразия. И это ка­сается не только вопроса о том, что такое норма, но и вопроса о том, все ли структурные уровни языка имеют норму, а если да, то чем эта норма спец ...