Культурология как область знаний, ее предмет и структура

Информация » Структура и состав современного культурологического знания » Культурология как область знаний, ее предмет и структура

До недавнего времени культура изучалась, в том числе и в высшей школе, в рамках давно сложившихся научных дисциплин: философии, истории, лингвистики, этнографии, искусствознания, археологии. Традиционные науки изучали отдельные виды и элементы культуры: язык, право, мораль, искусство. Однако, постепенно выяснилось, что такой подход узок и не дает целостного представления о культуре как явлении сложном, многогранном, представленном во всех сферах общественной жизни. В середине XX века началось формирование культурологии как общей, интегральной науки о культуре, как самостоятельной научной дисциплины. Культурология постепенно обретает свой статус, предмет, соответствующие ему методы исследования. Сам термин "культурология" стал употребляться еще с начала XIX столетия. В начале XX века американский ученый Л. Уайт (1900-1975) ввел термин "культурология" в широкий научный оборот и обосновал необходимость общей теории культуры.

Большой вклад в разработку исторических и теоретических проблем культуры внесли и многие другие западноевропейские ученые. Среди них - английский этнограф и историк культуры Э. Тайлор, крупный английский религиовед и этнолог Д. Фрэзер, мыслитель - гуманист, исследователь культуры А. Швейцер, нидерландский историк культуры И. Хейзинга, крупные американские антропологи Ф. Боас, А. Кребер, К. Клакхон, испанский философ Х. Ортега - и - Гассет.

В нашей стране интерес к общей теории культуры сформировался в 50 - е годы XX века. В 60 - е годы появились специальные работы, а 70 - 80 - е годы стали периодом интенсивного и динамичного развития общей теории культуры. Крупнейшие представители отечественной культурологической школы - С.С. Аверинцев, С.Н. Артановский, М.М. Бахтин, Е.В. Боголюбова, П.П. Гайденко, П.С. Гуревич, М.С. Каган, Н.И. Конрад, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.

В настоящее время культурология еще полностью не отделилась от философии и конкретных наук. Она формируется на базе этих наук и многое берет у них: категориальный аппарат, принципы, методологию и методику исследования.

На современном этапе культурология предстает как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.

Культурология включает два основных раздела:

- теоретическую культурологию;

- эмпирическую и прикладную культурологию.

К теоретическому уровню относятся все виды познания культуры, которые обеспечивают разработку и построение научной теории культуры, т.е. логически организованной системы знаний о культуре, ее сущности, закономерностях функционирования и развития. В системе теоретического познания культуры различают общую и частные теории культуры. К основным проблемам общей теории культуры относятся проблемы ее сущности, структуры, функций, генезиса, исторической динамики, типологизации. Частные теории культуры изучают отдельные сферы, виды и стороны культуры. В их рамках исследуются экономическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная культура, культура быта, сферы обслуживания, управления, культура личности, культура общения, управление культурой.

К эмпирическому уровню относятся те формы научного познания культуры, благодаря которым обеспечивается накопление, фиксация, обработка и систематизация материала о конкретных культурах и их компонентах. Эмпирический уровень дает наиболее конкретное, детальное и многообразное знание о культуре.

Прикладная культурология использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Теоретический и эмпирический уровни исследования культуры органически взаимосвязаны и предполагают друг друга. Эмпирические исследования дают материал для теоретических обобщений и являются критерием проверки истинности и эффективности теоретической концепции. Теория логически объединяет эмпирические данные и дает им смысловое объяснение, интерпретацию.

Кроме того, теория направляет эмпирические исследования. Осознает или не осознает это исследователь, но именно теория,теоретический замысел, идея дают ориентиры по поводу того, что изучать, как изучать и для чего изучать.

Рекоменудем посмотреть:

Другие эпохи Ренессанса
Понятие Ренессанса также исповалось для обозначения периодов до 15-16вв. Чарлз Хаскинс (1870-1937), к примеру, упоминал о Ренессансе 12 в. Другие историки называли Ренессансом период 8-9 в. и 10 в. Другие периоды культурного возрождения т ...

Игрушечное семейство
Лет пятнадцать назад проходила в Орле выставка народной игрушки (Степанова Е. «Живое чудо народной игрушки». – «Орловская правда», март 1994). История сохранила имена самобытных игрушечниц Александры Михайловны Иваниловой (1911 - 1990), ...

Романский стиль
Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест - и в 13 в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусст ...