Все цветные ткани назывались крашеными.
В холодный период года носили одежды из шерсти. Простые люди с глубокой древности умели изготовлять шерстяную ткань из овечьей шерсти- сермяжное сукно( сермягу), шедшее на изготовление тёплых одежд. На княжеских дворах ткали высококачественные шерстяные ткани. Этим занимались специально обученные работники.
В домонгольской Руси умели изготовлять также набивные шерстяные ткани с крупным геометрическим рисунком. На Руси вырабатывалось достаточно много видов шерстяных тканей: сукно, понева ( шерстяной или полушерстяной домотканый текстиль), власяница- ткань из волос животных, пестроткань, шерстяная ткань с вытканным на ней рисунком в клетку или в полоску.
Тонкие высокого качества сукна поступали из Европы. Одежда князей и знати выполнялась из дорогих византийских тканей: парчовых, шёлковых, вышитых золотом и серебром. Все они назывались на Руси паволоками. Для головных уборов использовались сукно, парча, мех (в качестве отделки утеплителя).
Гардероб князей и знати был не очень разнообразен, но одежды были красивы, красочны, гармонично сочетались с образом жизни, нравами, понятиями о красоте и достоинстве.
Князь носил длинную туникообразную рубаху, под которую надевал исподнюю рубаху и порты (штаны) на гашнике, т.е. шнурке. Сверху надевалась свита (киевский кафтан). Свита представляла собой накладную длинную верхнюю одежду с длинными узкими рукавами, расширенную к низу с помощью клиньев, вшитую в боковые швы. Свита отделывалась каймой по краю подола, зарукавьями по низу рукавов и петлицами на груди. Носили свиту с широкими поясами. Поскольку длина свиты была выше щиколотки, приблизительно до середины икры, то обуви придавалось большое значение. Яркие сапожки из мягкого сафьяна были с высокими голенищами, которые скрывались под свитой. В холодный период года носили свиту, подбитую мехом.
Поверх свиты надевался плащ корзно. Это единственный вид драпирующей одежды, который носили на Руси. Корзно оторачивался каймой из золотой ткани, скреплялся на плече застёжкой, имел подкладку, как правило, контрастного с лицевой стороны цвета. Корзно мог быть наброшен только на левое плечо либо на оба плеча.
Бедные люди носили одежду более простую, и ассортимент её был не так разнообразен, как у людей богатых и знатных. Основной одеждой была рубаха на выпуск длинной до колена у зрелых мужчин и несколько короче у молодёжи. Рубаха белого, красного или синего цвета была льняной либо посконная, без воротника, с небольшим разрезом спереди и широким поясом. Рубаха надевалась поверх портов (штанов). Они были длинные, неширокие, штанины постепенно и слегка сужались книзу. Порты носили на шнурке (гашнике) в сборку. Зауженные к низу порты носили обычно с лаптями или сапогами. Кафтан из сермяги довершал костюм в холодное время года.
Нарядный костюм крестьянина, богатого поселянина имел более дорогую отделку: воротник-ожерелье, круглый, украшенный вышивкой жемчугом, нарядные зарукавья (прототип будущих манжет), сапоги вместо лаптей. Иногда и сама рубаха была дорогой, из узорной ткани. Необходимым к костюму была калита (кошелёк на поясе).
Рекоменудем посмотреть:
Рококо в искусстве
XVIII в. - время дальнейшего расцвета культуры и искусства в Западной Европе. Более тесным чем прежде, взаимные связи европейских стран способствуют выработке единого стиля в архитектуре, искусстве, костюме. Этот стиль зародился во Франци ...
Символика
света и цвета в русской иконописи
Древнерусская литература дает представление об отзывчивости людей того времени к цвету. В „Слове о полку Игореве" поэт щедрой кистью наносит краски: в небе блещут синие молнии, Дон катит синие воды, горят красные зори, хмурятся черны ...
Русская культура XVIII в
После Петровской реформы усилилось наружное разъединение между высшими и низшими классами народа; первые все более и более усваивали иностранные обычаи, а вторые оставались верны обычаям и понятиям Древней Руси. Господство крепостного пра ...
Навигация