Частично под влиянием дягилевских гастролей художник Поль Пуаре создает в 1913 году новаторскую коллекцию, в основе которой – платье-туника без корсета с естественным силуэтом. Модели Пуаре очень декоративны и выразительны по цвету, в отличие от блеклых костюмов в стиле модерн.
Упрощение женской одежды, начатое во время Первой Мировой, когда дамы, заменив ушедших на фронт мужчин, активно вовлекаются в социальную жизнь, соответствует геометричности форм арт-деко. Поскольку наличие турнюра и корсета значительно осложнило бы жизнь работающей женщины, возникает необходимость в практичном и удобном костюме, не стесняющем движений. Платья укорачиваются, становятся шире и свободнее, маскируя естественные очертания тела.
Мода и искусство начала 20-го века ориентированы на функциональность и целесообразность. Новый стиль носит название конструктивизм и характеризуется простотой и геометричностью форм, в чем-то повторяя архитектурный стиль арт-деко. Представление о красоте резко меняется: идеальная женщина теперь несколько напоминает юношу. В целом наблюдается сближение мужского и женского облика: эталонная девушка обязана быть спортивной, стройной, загорелой и подвижной. Пышные формы нежелательны – в моде проскогрудость и узкобедрость (те, кому «не повезло» срочно садятся на диету, начинают заниматься спортом или просто создают нужный силуэт с помощью бандажа). Замысловатые и сложные прически уступают место короткой гладкой стрижке «гарсон». Женственность проявляется в ярком маникюре и макияже (с акцентом на глаза и губы), ухоженных блестящих волосах.
Влияние абстрактной живописи отразилось и на силуэте одежды, который теперь четко геометричен и вписан в куб или прямоугольник. Линия талии занижена, юбка открывает колени, платье висит свободно, не подчеркивая фигуру. Орнамент тоже под стать – квадратики, линии, кружочки, штрихи. В дамском костюме появляются традиционно мужские детали и аксессуары, вроде галстуков.
Из-за того, что ноги, впервые в истории, открыты для обозрения, их красота приобретает большое значение. Особое внимание уделяется чулкам – в моде телесные, розовые, песочные и серые оттенки, обязательно с глянцевым блеском.
Популярны легкие и практичные ткани: полотно, газ, крепдешин, шелковый и шерстяной трикотаж, сукно. В связи с демократизацией моды возникает спрос на бижутерию: искусственный жемчуг, сусальное золото, стразы, стеклянные бусы и прочие украшения, доступные широким женским массам.
Для пропаганды экзотического и красочного стиля Арт Деко, начало которому было положено «Русскими сезонами», многое сделал знаменитый парижский кутюрье Поль Пуаре, ставший на долгие годы законодателем мод. Модели Поля Пуаре утверждали идеальный образ богатой и модно одетой современной женщины. П. Пуаре «революционным» образом изменил моду: он уничтожил корсет, и тем самым силуэт его моделей сделался прямым и более естественным. Это было первое, еще робкое по сравнению с тем, что произойдет после первой мировой войны, но уже явное ее освобождение. Одев прямые и свободные платья-туники, с ярким декоративным рисунком, женщина и в поведении стала более прямой и естественной, менее жеманной и вычурной.
В 1911 г. П.Пуаре открывает ателье «Мартин», в котором совсем необученные молодые девушки создавали рисунки для тканей, мебели, обоев. Такой необычный метод дал рождение произведениям, полным свежести и живости восприятия, а недостаток технических знаний компенсировался хорошо обученными мастерами, переводившими рисунки девушек на ткани, лишь слегка подправляя их. Из ателье «Мартин» выходили обои, стенные панно, ткани, сплошь покрытые огромными яркими цветами. Так, цветы (особенно розы, георгины, маргаритки, цинии), очень декоративные и бесконечно далекие от природных (настоящих), становятся любимой темой складывающегося Art deco.
20-е годы выдвигают целую плеяду женщин-кутюрье; их произведения на Выставке 1925 г. демонстрировались в Павильоне «Элеганс». Это Мадлен Вьонне, мадам Пакин, сестры Калло, Жанна Ланвен, Эльза Скьяпарелли (сейчас это имена самых престижных фирм в мире моды) и, конечно, Габриэль Шанель.
Рекоменудем посмотреть:
Развитие стиля Хай-тек
Дальнейшее развитие Хай-тека проходит в борьбе двух тенденций, начатых парижским Центром им. Помпиду и берлинским конгресс-халле: нарочитого усложнения внешнего объёма здания второстепенными техническими и технологическими аксессуарами и ...
Античная культура, ее основные черты и особенности
Античная культура строится вокруг самостоятельного города-государства. Эта исходная форма обозначалась в греческом языке словом полис, в латинском, первое из этих слов переводится как город, второе как гражданская община. Полис (община) б ...
Становление античной цивилизации как морской и торговой
Античной обычно называют культуру древнегреческой и древнеримской цивилизации. Сам термин “античность” (от лат. “anticus” – древний) был введен в употребление итальянскими гуманистами эпохи Возрождения для определения греко-римской культу ...
Навигация