Дорийцы знали употребление железа, имели хорошее оружие, были воинственны и быстро захватили материковую Грецию, до них заселенную другими греческими племенами.
Материковая Греция была страной гористой. Горы делили страну на множество маленьких территорий, позже обозначенных как “полисы” (города, укрепления, государства). Постепенно образовались десятки полисов, которые воевали друг с другом, объединялись в союзы, снова разъединялись. Но полисы соперничали на только в военном отношении, они вели соревнования и иного рода. В Древней Греции возникли разнообразные спортивные состязания, в том числе и знаменитые Олимпийские игры. Были, порой грандиозные по тем масштабам, конкурсы трагедий, комедий, танцев, лирической поэзии. Победители прославляли не только себя, но и свой полис. Соревнования так высоко ценились, что на время национальных игр, – прекращались войны, в судах не разбирались дела, казни преступников откладывались.
Таким образом, полисная разобщенность создавала обстановку конкуренции: военной, торговой, ремесленной, спортивной, художественной. В результате обеспечивались высокие достижения в разных сферах цивилизации и культуры.
Полисная разобщенность, правда, несколько и ослабляла, скажем военную силу древних греков. Их военные союзы были недолговечными. Объединенной армии, как и единого государства, не сложилось вплоть до македонского господства над всей Грецией. А это был уже закат древнегреческой культуры, хотя и такой закат, с которым по яркости не сравнятся иные эпохи расцвета.
И все же, несмотря на очевидную разобщенность, в Древней Греции постепенно складывается некое не столько этническое, совсем не государственное, а скорее цивилизационно-культурное единение людей, называвших себя эллинами, а материковую Грецию “Элладой”. А. Боннар цитирует историка Геродота, который писал, что эллины едины по крови, говорят на одном языке, имеют одних богов, приносят те же жертвы, имеют одинаковые обычаи и нравы. Эллинам противопоставлялись все остальные – варвары. В слово “варвар”не вкладывалось уничижительного смысла. Варвар – это иностранец, говорящий не по-гречески, бормочущий “бар-бар-бар”, так что его не поймешь. Греки могли восхищаться многими достижениями, скажем египтян, персов, но они чувствовали себя отличными от них по своей культуре и по тому, что эллины – исходно свободны: для рабства варвар рожден, а грек для свободы!
От варваров и от соседних полисов древних греков отъединяли и защищали горы. Объединяло же и устремляло свободных эллинов к движению – море, видное почти отовсюду, море с прекрасными удобными гаванями. Море было лучшей дорогой для освоения иных земель, которые древние греки колонизировали весьма успешно. Мореходы одного только из полисов – Милета, – основали 90 поселений на берегах Черного моря. Боннар считает, что именно море цивилизовало древних греков. Но морские, и такие дальние, походы, укрепление удаленных колоний, – были очень трудными. И если это делалось в огромных масштабах, стало быть, была и насущная потребность в этом. Действительно, древние греки, при растущем населении и ограниченной технике обработки земли, – не могли без этого прокормиться. Масло и вино, имевшиеся в изобилии, – далеко не все, что нужно. Свои леса (а Греция поначалу была лесистой), быстро свели почти на нет. Почва не позволяла иметь мощного земледелия, а пастбища – расширяющегося скотоводства. Обыденная жизнь древних греков была в общем довольно бедной. Ячменный и ржаной хлеб был привозным. Своими были, помимо масла и вина, овощи, фрукты, рыба, сыр и козье молоко. Мясо и дичь употреблялись в пищу по праздникам, или богачами, которые постепенно выделились из расслаивающегося населения.
Рекоменудем посмотреть:
Станиславский репетирует "Каина" Байрона
Байрон в своем новом произведении очень смело ставил вопросы о смысле жизни человека на земле, о познании им мира, в котором он должен жить, преодолевая все трудности, о том, что такое добро и зло. Каин, по Байрону, не может принять власт ...
Абстрактная фотография
Абстрактная фотография приобрела значимость, когда люди с творческим видением начали главное внимание уделять отношениям между предметами, а не самим предметам — не людям, деревьям, цветам, животным, облакам и рекам, а рисунку и форме, ли ...
Живопись как форма творческого познания
Среди безграничного множества своих интересов на первое место Леонардо ставит живопись. Леонардо возвысил живопись, утверждая, что не может правильно заниматься ею тот, кто не овладел теми науками и «свободными искусствами», которые служа ...
Навигация