Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - начале 20 вв. Импрессионизм продолжает начатое реалистическим искусством 1840-60-х гг. освобождение от условности классицизма, романтизма и академизма и утверждает красоту повседневной действительности, простых, демократичных мотивов, добивается живой достоверности изображения. И. делает эстетически значимой подлинную, современную жизнь в её естественности, во всём богатстве и сверкании её красок, запечатлевая видимый мир в присущей ему постоянной изменчивости, воссоздавая единство человека и окружающей его среды. Акцентируя как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, импрессионисты отказываются от повествования, от фабулы.
В соответствии с этим определением и Левитан, и Чехов были импрессионистами. Чехов вошел в историю русской литературы как художник-новатор. Передовые современники ценили в Чехове его изумительное знание разнообразных сторон русской действительности, его любовь к родной стране, к ее природе, ее народу, его веру в грядущее торжество правды и справедливости. Восхищаясь силой чеховского реализма, способностью Чехова понимать сложность жизни, видеть жизнь такою, какова она есть - М. Горький, прямой наследник Чехова, уже в конце XIX столетия ясно почувствовал долговечность созданных им ценностей.
Творчество Чехова, отразившее с исключительной широтой русскую жизнь его времени, имеет непреходящую познавательную и эстетическую ценность. Оно ценно глубокой верой в неизбежность победы всех лучших человеческих стремлений, верой в неизбежность наступления новой, счастливой жизни.
И Левитан упорно ищет "новые формы", приходя к предельной, подлинно чеховской простоте изобразительных средств. Опуская ненужные детали, он сосредотачивает внимание на самом существенном, и лаконичной, острой композицией, верно взятым общим тоном, обобщенной трактовкой форм природы добивается замечательной силы выражения того или иного мотива русской природы. Так, в картине "Летний вечер" (1899-1900) широко, без каких-либо подробностей, пишет Левитан погруженный, ушедший уже в прохладную вечернюю тень первый план картины с широкой проселочной дорогой и неказистой изгородью, густыми, сочными мазками лепит раскрытые ворота деревенской околицы, освещенные заходящим солнцем, золотящийся в его лучах дальний лесок. С необыкновенной простотой и поэтичностью Левитан передает очарование летнего вечера где-то на задворках деревни, а в нашем восприятии возникает вся старая крестьянская Русь. Это, в сущности, тот же "подтекст" и то же умение через характерную частность выразить общее, типическое, каким отличалось новаторское мастерство А.П. Чехова.
Дружба великих русских деятелей - Чехова и Левитана, оказала огромное влияние на их творчество. Их близость, близость их мироощущения, объясняют схожесть их произведений. Оба они стремились делать свои произведения эмоциональными и поэтичными, выражая в них мечту о достойной человека прекрасной жизни.
Рекоменудем посмотреть:
Понятие «стиль»
Еще одной значимой в философии искусства и в искусствознании категорией является стиль. Фактически это более свободная в формах проявления и своеобразная модификация канона, точнее — достаточно устойчивая для определенного периода истори ...
Московская иконопись
С падением Новгорода в 1478 г. «центром» иконописного искусства становится Москва. Московские фрески и иконы XII–XIII вв. не сохранились, однако предполагают, что в то время Москва примыкала к старым владимирским иконописным традициям. К ...
Гармония музыки и красок
Микалоюс Константинас Чюрлёнис был тихим, мечтательным человеком. Когда он садился за рояль, то весь преображался.
Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно драматична. Она рождена литовскими народными напевами, родной природой – тр ...
Навигация