Усиление нажима на нидерландские провинции, налоговая система, подрывающая основы торговли, - все это задерживало развитие производительных сил. Свободное развитие буржуазии стало уже несовместимо с феодальной системой.
Выдвижение новых общественных сил повлекло за собой существенные изменения в господствующей идеологии и обусловило характерное для ХУ1 века развитие религиозных движений, охвативших разные слои населения.
Особенное значение получил в Нидерландах кальвинизм. Трезвый практицизм нового вероисповедания, направленный на оправдание земной деятельности человека, содействовал широкому его распространению.
Выступив против "идолопоклонства", то есть против убранства церквей иконами и статуями, кальвинизм тем самым немало способствовал расцвету мирского, светского искусства. Успех человека в мирских делах истолковывался кальвинистскими проповедниками как свидетельство избранности его богом, а вся будничная деятельность человека рассматривалась как богоугодное дело.
Верный сын католической церкви – испанский монарх Филипп 11 всячески стремится воспрепятствовать распространению кальвинизма. В Нидерландах вводится инквизиция. Сотни людей обрекаются на смерть по одному лишь подозрению в приверженности к новому религиозному учению. Имущество казненных конфискуется.
Жестокие преследования еще больше обостряют положение в стране. Борьба за свободу вероисповедания становится национальной идеей. Политическому и религиозному гнету Испании противостоит все больше укрепляющая свои позиции нидерландская буржуазия и народные массы.
В результате буржуазной революции конца ХУ1 века на севере Нидерландов образовалась независимая буржуазная республика Соединенных провинций (будущая Голландия).
Южные же области – Фландрия, Брабант и другие (будущая Бельгия) продолжали оставаться частью феодально-католической монархии испанских Габсбургов.
Эти специфические особенности развития Нидерландов второй половины ХУ1, предвещавшие наступление новой эры, нашли свое выражение в изобразительном искусстве.
Размежевание двух национальных культур выявилось окончательно лишь в первой половине ХУ11 века. Этот век был для Голландии временем активного строительства нового общества, новых общественных отношений и сложения голландской нации.
Объектом голландского искусства этого времени был новый человек – бюргер первой буржуазной республики. Мир его мыслей и чувств о самом себе и об окружающей действительности, в том числе и о природе как предмете его наблюдений и деятельности составляет основное содержание произведений голландских мастеров.
Развитая мануфактура, возникшая на базе морских промыслов и судоходства, огромное колониальное хозяйство и ведущая роль в мировой торговле обеспечили Голландии экономический подъем. Развиваются естественные науки, обслуживавшие возросшие потребности хозяйства. Расцветает культура. Голландия становится центром европейского книгопечатания, всеобщей славой пользуются ее университеты. Значительные успехи делает художественная литература, появляется профессиональный голландский театр, выдающиеся произведения возникают в области архитектуры, расцветает графика, и, наконец, невиданных высот достигает самое характерное, специфически голландское искусство – живопись.
Мы отдаем должное смелым голландским морепроходцам, уважаем достижения голландских оптиков и медиков, философов и юристов, но их славу в веках затмевают для нас голландские живописцы. Живопись Голландии является тем воистину неоценимым вкладом, который внес народ маленькой страны в мировую сокровищницу достижений человечества.
Голландская живопись была не только ведущим видом искусства, но и важнейшей формой идеологической борьбы за новое общество. В ней получили свое наивысшее воплощение самые передовые и самые гуманные идеи времени и общенациональные интересы, с наибольшей глубиной и полнотой отразилась жизнь голландского общества и наиболее ярко проявился художественный гений голландского народа.
С точки зрения идеологических особенностей голландская живопись ХУ11 века отличается от живописи любой другой страны
Рекоменудем посмотреть:
Спасо-Преображенский собор
Время создания: 1152—1157 гг.
Князь Юрий Долгорукий заложил Спасо-Преображенский собор в основанном им городе Переславле-Залесском. Верхнюю часть храма достраивал его сын Андрей Боголюбский. Ширина храма больше, чем его высота. Это почти ...
Утверждение классицизма в художественной культуре Петербурга
Во второй половине XVIII века классицизм утверждается как господствующее направление художественной культуры Петербурга. Этому благоприятствовало его освоение русской литературой 40 – 50-е годы. Существенную роль в этом сыграла Академия х ...
Стены, окна, проходы, галереи
Сад в Китае не разбивается по произволу заказчика, он последовательно выстраивается. Создается определенная зона, отделенная от остального мира высокой стеной. Сад начинается со стены, которая может быть в форме облаков, дракона и т.п. Ее ...
Навигация