Лет пятнадцать назад проходила в Орле выставка народной игрушки (Степанова Е. «Живое чудо народной игрушки». – «Орловская правда», март 1994).
История сохранила имена самобытных игрушечниц Александры Михайловны Иваниловой (1911 - 1990), Егора Егоровича Красова (род. 1905) – Плешково; Анны Харитоновны Афанасовой (род.1929), живущей до сих пор в Новосиле, Александры Васильевны Семеновой (Кобельковой), родом из Чернышино (сейчас живет в Орле, певица, заслуженный деятель культуры Российской Федерации, кажется, председатель обкома профсоюза работников культуры), коллекции работ которой были представлены на выставке.
В конце 17 - начале 18 веков в Ливенском уезде зародился гончарный промысел. По преданию, возник он в этих местах потому, что в распоряжении здешних крестьян было слишком мало пахотной земли. Деревню обступали со всех сторон леса, земля была скудная, поэтому в этом месте образовалась «плешина». Оттого и название у деревни – Плешково. Глина оказалась в этих местах замечательная: легкая в работе, с искорками блестящих вкраплений слюды, розовая после обжига. Вот и стали плешковцы из глины «тянуть» горшки да квасники, махотки да макидры. А для детишек лепили игрушки, чтобы не обидно было.
Сюжеты чернышинской игрушки традиционны: женщины, коньки, птицы. Мужчина в основном изображается как приложение к коню.
Роспись чернышинских игрушек напоминает оперение кукушки – чередующиеся полоски.
Роспись плешковской игрушки – свободные пятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха – некогда заключали в себе ритуальное, обрядовое значение.
Называли мастерицы свои игрушки домодельными, или «ляпушками».
Из поколения в поколение в каждой семье от матери к дочери, от бабушки к внучке передавалось искусство обработки глины, приемы росписи. Вот так же от своей бабушки Прасковьи Павловны Чумичевой научилась делать игрушки из глины Анна Харитоновна Афанасова. Игрушка была не только радостью, но и кормилицей. Еще до революции в Новосиле была так называемая «Кукушкина ярмарка», куда съезжались люди со всей губернии торговать глиняной игрушкой.
Расписывали игрушки соком лопуха, тертым красным кирпичом, почками тополя. Головные уборы и роспись одежды напоминали крестьянские костюмы 19 – начала 20 века. наряд куклы-крестьянки был простой – кофта да юбка в клетку, на голове кокошник. Девушка была с косой, одета в сарафан в полоску.
Рекоменудем посмотреть:
Хай-тек
Хай-тек (от англ. high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-е и нашедший широкое применение в 1980-е. Основоположники и самые яркие представители — Ри ...
Досуг и развлечения
В течение XIX в. в уральском городе усиливалось взаимодействие городского и сельского образа жизни. Они мирно соседствовали и противостояли одновременно. Если посмотреть на динамику роста уральских городов и соотношение сословных групп в ...
Барокко
Барокко (итал. barocco — «странный», «причудливый»; порт) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Франция. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренци ...
Навигация