История возникновения монастыря

Информация » Спасо-Прилуцкий монастырь » История возникновения монастыря

Спасо – Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово. Это был первый общежительный монастырь на севере Руси. Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г. Переславле - Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды. Дойдя до берегов р. Вологды, до того места, где река делает изгиб, подвижник построил здесь церковь Спаса. При ней вскоре был образован монастырь, получивший наименование Спасо-Прилуцким, а сам св. Димитрий стал известен как преподобный Димитрий Прилуцкий.

Монастырь назван Спасским преподобным Димитрием в честь праздника Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы на «освящение водам», отмечаемого в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1/14 августа – так называемый «первый», «мокрый», «медовый Спас», «Спас на водах») [2, стр. 4].

Устроение монастыря происходило при поддержке князя Дмитрия Донского, у которого преподобный Димитрий Прилуцкий был крестным отцом одного из его сыновей. Преподобный Димитрий и его новый монастырь близ Вологды в XIV-XV столетиях являлись частью той мощной силы, которая духовно питала рождающееся единой русское государство и власть московских князей в северных землях [8, стр. 200].

Благодаря поддержке великих князей и духовному опыту настоятелей обитель быстро развивалась и процветала. В XVI веке монастырю принадлежало в Вологодском и соседних уездах двенадцать вотчин, в которых имелось почти сто деревень, десять сел и семь церквей. «Святые» отцы имели свои соляные варницы в Тотьме, рыбные промыслы на Кубенском озере и реке Вексе, кирпичные заводы под Вологдой [4, стр. 359].

Спасо – Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV.

Иоанн III брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, когда шел в поход на Казань в 1503 году. После похода он украсил икону золотом и серебром. В монастыре хранится современная копия этой иконы. Василий Ш с женой Еленой Глинской посетили Спасо – Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям.

Иоанна IV брал в поход на Казань в 1552 году Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Крест запрестольный деревянный, высотой 140 см, восьмиконечный, украшенный многими резными изображениями из белой кости, покрытый серебряной позолоченной басмой. Историки связывали его происхождение с древней Киликией (Малая Азия). Крест сейчас хранится в Вологодском музее.

Как указывает историк С.М.Соловьев в "Истории России с древнейших времен", Димитрий Прилуцкий построил свою обитель "на многих путях, которые шли от Вологды до Северного океана".

Обитель Прилуцкая была на перекрестке не только торговых, но и духовных путей России. Сказывалась и близость к первопрестольной: здесь бывали Иван Грозный, ездивший на богомолье по северным монастырям, и император Александр I. Часто почетными пленниками монастыря были провинившиеся перед Москвой князья или татарские мурзы.

Рекоменудем посмотреть:

Виды стиля Хай-тек
Исторически в архитектуре сложилось несколько видов стиля Хай-тек: 1. Индустриальный Хай-тек Индустриальный Хай-тек основан на использовании элементов индустриальной эстетики: это сочленения, заклёпки, металлические и стеклянные детали, ...

Развитие образования в Месопотамии
Основой любой древней культуры является письменность. Именно с зарождением и развитием письменности можно связать необходимость появления образования вообще. Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляетс ...

Основные субъекты культуры: типологический подход
Несмотря на убедительно изложенную и обоснованную, прежде всего, Н.С. Злобиным и М.Б. Туровским, персоналистскую позицию, согласно которой субъектом исторического действия выступает только личность, традиция рассматривать в качестве субъе ...