Православные монастыри не только объекты паломнического туризма. Без монастырей невозможно понять российскую историю, они выступают носителями традиций православной культуры, развивавшейся на протяжении тысячелетий. Поэтому монастыри являются крупнейшими культурно-историческими туристскими центрами России.
Влияние православных монастырей на многие аспекты жизни русского средневековья было очень велико. Это объясняется множественностью функций монастыря в религиозной, общественно-политической и хозяйственной сферах деятельности. Монастырь (в переводе с греческого – келья отшельника) – это и земное воплощение символической сущности «небесного града Иерусалима», и неприступная крепость, и крупный землевладелец, и мощная экономическая организация.
Массовое возникновение монастырей на Русском Севере относится к рубежу XIV-XVвв. Оно было связано с деятельностью монахов обителей Московского княжества, в основном Сергиева монастыря Святой Троицы. По благословению своего духовного учителя монахи отправлялись в пустынные северные земли в поисках более уединенного жития. К отшельникам присоединялись другие монахи, образовывая монастырскую общину. Они строили храм, кельи, обносили обитель стенами. Слух о новом монастыре разносился по округе, привлекая крестьян на неосвоенные земли, которыми великие князья щедро награждали святые обители: на первых порах крестьяне, обрабатывая монастырскую пашню, освобождались от налогов.
Таким образом, в отличие от самых древних, городски либо пригородных монастырей, новые обители возникали в отдалении от городов и знаменовали собой очередной этап «монастырской колонизации». Количество монастырей, появившихся на неосвоенных землях, к началу XVI в. достигло полутора тысяч. Русские северные монастыри удивительно органично вписываются в природный ландшафт. Их архитектура является своеобразным синтезом нескольких школ – северо-восточной Руси (впоследствии московской), новгородской и псковской [9, стр. 166].
Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и Горицкий монастыри в Кирилловском районе Вологодской области, Спасо-Прилуцкий монастырь в г. Вологде, Соловецкий монастырь на о. Соловки Архангельской области, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Псково-Печорский в г. Печоры Псковской области – эти и другие северные монашеские обители известны всей России [3, стр. 47].
Рекоменудем посмотреть:
Основные социальные функции культуры
На основе обобщения всех полученных в ходе работы знаний о культуре, ее структуре и компонентах можно определить ее основные социальные функции.
1. Адаптивная функция культуры. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, ...
Выборгский замок
Вы́боргский за́мок (финск. Viipurin linna, швед. Wiborgs slott) является древнейшим из выборгских укреплений, восходящим к XIII веку, возведённый на небольшом островке (170 х 122 м) в Выборгском заливе. Единственный в России пол ...
Россия в диалоге культур
Культура не дается нам от природы. Она - благоприобретенный способ деятельности, позволяющий изменить наш социум, подняться на новую ступень развития, обуздать или усилить воздействие силы природы, оптимизировать социальные отношения, &qu ...
Навигация