Проблемы культурного развития уральской провинции находили разрешение не в сфере деятельности государственных институтов, а в области общественной инициативы. Эстетические и духовные потребности населения часто удовлетворялись за счет энтузиастов, создававших разнообразные культурно-просветительские центры и благотворительные общества. Особенно ценной была эта инициатива там, где не существовало земских структур.
Гастролирующие театральные труппы и художественная самодеятельность в губернских и уездных городах Урала в начале XX в. находили себе пристанище на подмостках постоянных и временных театров, клубных сценах, в помещении народных домов.
Большой популярностью пользовались такие благотворительные спектакли, балы, лотереи, в организации и финансовом обеспечении которых принимали участие состоятельные горожане. В начале XX в. в крупных уральских городах общественность по собственной инициативе организовывала костюмированные балы-маскарады, изображая известные политические персоны, разыгрывая сценки с политическим подтекстом.
Новым развлечением стал для городской публики начала XX в. кинематограф, или, как тогда говорили, электротеатр. Особую притягательную силу он имел в кругах учащейся молодежи и интеллигенции. Современники свидетельствовали, что в кино их влекло, с одной стороны, разочарование и недовольство однообразием и бесцветностью обывательской провинциальной жизнью, а с другой — тяга к сильным, неведомым ранее ощущениям. Репертуар уральского кинематографа составляла вся жанровая панорама, свойственная Центральной России. Первое место занимали драмы, изобиловавшие слезами, переживаниями, убийствами и самоубийствами, любовными сценами, изменами, моральными поучениями и т. п. Чего стоят одни названия таких лент, как «Охотник за девушками», «Отравительница», «Запрещенный плод». На втором месте по популярности находились комедии — именно на них делали главную ставку владельцы электротеатров, зазывавшие зрителей на «беспрерывный», «гомерический смех». Наконец, третье место среди предпочтений публики занимали картины видовые (экранизация художественной литературы) и исторические (например, «Княжна Тараканова », « Спартак » ). Критика тех лет отмечала театральность, неестественность и актерской игры, и сюжетов фильмов, называя их суррогатами.
Однако было бы ошибкой считать жизнь уральских горожан в то переломное и бурное время патриархально-благостной и культурноорганизованной.
В крупных уральских городах, как и по всей России, сформировалась криминальная среда за счет притока пришлого населения, «чужаков», которые, как правило, селились в окраинных «разбойничьих» слободках (поселках), куда осмотрительные и почтенные горожане старались не заходить. Местные газеты того времени в рубрике «Происшествия» отмечали случаи пьяных скандалов и драк, воровства на базарах и в лавках, конокрадства, спекуляций и мошенничества, вооруженных разбоев и грабежей, бродяжничества детей, публичного богохульства.
Рекоменудем посмотреть:
Сущность понятия «культура»
Понятия «культура» относится к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования. Впервые слово «культура» появилось в латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий труд. В последующем оно приобрело более общее ...
Знания древних египтян
Величайшим памятником культуры древних египтян являются пирамиды.
Древнеегипетские рабочие по праву гордились своим мастерством строителей пирамид. Иногда это проявлялось в желании увековечить название своей артели; они малевали его крас ...
Реформы в области архитектуры, скульптуры, живописи
“ Его царское величество, по взятии Шлотбурга, в одной миле оттуда ближе к восточному морю, на острове новую и зело угодную крепость построить велел, в ней же есть шесть бастионов, где работали двадцать тысяч человек подкопщиков, и тое кр ...
Навигация