Государственная забота о пожилых людях – российская традиция. Она уходит своими корнями во времена древних славян, которым были известны простейшие формы благотворительности. С возникновением в IX в. Древнерусского государства князья стремились оказывать помощь больным, нищим, другим нуждающимся. Княжеская благотворительность выражалась в раздаче милостыни, «кормлении на своем дворе», устройстве приютов. В соответствии с религиозными нравственными нормами русские князья считали главным попечителем страждущих духовенство. При многочисленных на Руси монастырях создавались богадельни, сиротские приюты, инвалидные и странноприимные дома и другие благотворительные учреждения. Систематический характер благотворительность приобрела после крещения Руси, осуществленного князем Владимиром в конце Х века.
Значительно расширилась сеть различного рода государственных социальных учреждений при Петре I. В 1718 году только в Москве действовало около 90 богаделен различного профиля, в которых содержалось около 4 тысяч нуждавшихся.
При Екатерине II шагом дальнейшего создания системы государственного призрения стали приказы, которым поручалось «попечение и надзирание» народных школ, сиротских домов, госпиталей и больниц, богаделен «для убогих, увечных и престарелых», «особого дома для неизлечимо больных», «работных домов для обоего пола» и т.д.
В целом XVIII- первая половина XIX в. были временем становления государственной системы социального призрения, которая действовала под руководством специальных административно – управленческих органов. Она состояла преимущественно из благотворительных учреждений закрытого типа. Во второй половине XIX века началось реформирование всей системы социальной помощи нуждающимся гражданам, которое выразилось в децентрализации управления социальной сферы. Губернские и земские органы самоуправления способствовали увеличению богаделен, сиротских домов, других детских учреждений. В конце XIX века в ведении земских и городских органов самоуправления на территории земских губерний находилось более 5 тысяч благотворительных учреждений. Активно росло благотворительное движение. Как свидетельствуют статистические данные, только в течение одного 1898 года благотворительные общества и заведения оказывали ту или иную помощь 7 миллионам человек, удовлетворили 20 миллионов разовых обращений нуждавшихся. В богадельнях и других благотворительных заведениях постоянно проживало свыше 460 тысяч человек. Нельзя не сказать об огромной роли в этот период – о частной благотворительности. Известные предприниматели Бахрушины, Демидовы, Морозовы, Крестовниковы, Прохоровы, Руковишниковы, Рябушинские, Строгановы, Третьяковы, Хлудовы и другие жертвовали крупные суммы на больницы, богадельни, училища. Увеличилось число церковно-приходских обществ. Так в 1899году в России действовало более 18 тысяч церковно-приходских попечительств, которые финансировали 68 больниц на 1000 мест и 868 богаделен с 11 тыс. призреваемых.
Во II половине XIX века кроме общественной, частной и церковной благотворительности дальнейшее развитие социальная сфера получила в виде таких форм, как пенсии и единовременные пособия, которые получали государственные служащие, а также военнослужащие.
К концу XIX века Россия имела не только развитую благотворительность, но и общественно-государственную систему помощи нуждающимся. Эта система социальной помощи составила основу для возникновения в странах Запада социальной работы. Однако в России она не пошла тем же путем, что на Западе.
Можно выделить две причины, в силу которых профессиональная помощь нуждающимся вошла в жизнь российского общества только в последнее десятилетие. Первая из этих причин связана с огосударствлением общественной жизни, начавшимся в России после революционных событий Октября 1917 года. Советское государство установило свой контроль над экономикой, политикой и социальной сферой. Фактически оно взвалило на себя заботу обо всех своих гражданах, хотя у него не было ни средств, ни умений для ее осуществления. Действительно, значительная часть советского бюджета поглощалась расходами на оборону и содержание бюрократического аппарата, а подготовка специалистов, которые на профессиональном уровне занимались бы помощью нуждающимся, не осуществлялась.
Вторая причина отсутствия в советское время социо-культурной деятельности заключается в том, что одна из ее исторических предпосылок — благотворительность — всегда была объектом отрицательного отношения со стороны марксизма, который в течение семи десятилетий служил в России официальной идеологией. Согласно основоположникам марксизма, благотворительность является завуалированной формой эксплуатации трудящихся, поскольку буржуазия, занимаясь ею, возвращает «эксплуатируемым сотую часть того, что им следует по праву». Отметим, что благотворительная деятельность, породив в начале нынешнего столетия социальную работу, не исчезла, а продолжала существовать наряду с ней в качестве непрофессиональной помощи нуждающимся. Апеллируя к чувству сострадания у людей, благотворительность способствует пониманию в обществе важности профессии социального работника. В России, однако, она почти семьдесят лет была в загоне, пока на волне перестройки не началось ее возрождение.
Рекоменудем посмотреть:
Главные роли
В комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума" Щепкин создал образ Фамусова - типического представителя чиновной бюрократии, исполненного чванливости и барской спеси перед людьми, стоящими ниже его на общественной лестнице, угодливого и раб ...
Древняя Индия
Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.
Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом ...
Трагические судьбы русской культуры XX века, ее раскол
Трагичность судьбы русской культуры XX века, ее раскол на внутрироссийскую и эмигрантскую во многом определили следующие факторы: проблема неграмотности (в 1926 году 43 % людей в возрасте 9 -49 лет и большинство старших возрастов были нег ...
Навигация