Психологический подход к современному танцу

Страница 3

Но у всех танцевальных психотерапевтов, и это их объединяет, существует общее понимание танца, который называется «основным танцем» («basic dance»)B литературе: «Танец - это спонтанная трансформация внутреннего мира в движение, в процессе которой будет пробужден творческий потенциал и потенциал изменения старого образа жизни».

Отличие между различными направлениями танцевальной психотерапии, на наш взгляд, лишь в расстановке акцентов на следующих целях: [3]

· Наиболее полное самовыражение личности.

· Стимуляция творческости личности.

· Катарсическое высвобождение подавляемых эмоций и отношений.

· Создание более положительного образа тела у участников группы. Принятие тела.

· Развитие экспрессивного репертуара участников группы по пути гармонизации, астереотипизации, индивидуализации. Расширение сферы осознания членами группы своего тела.

· Становление более индивидуализированного самовосприятия.

· Развитие членов группы как субъектов невербального общения.

· Коррекция системы отношений личности.

· Коррекция отношений в группе.

Реализация поставленных целей в танцевальной терапии достигается с помощью следующих методических приемов:

· Использование преимущественно спонтанного, неструктурированного танца для самовыражения и выражения отношений;

· Целенаправленный выбор музыки (как терапевтом, так и самими участниками);

· кинестетическая эмпатия;

· ритмическая синхронизация,

· экспериментирование с движением;

· работа с «мышечным панцирем»,

· целенаправленный выбор темы танцевального упражнения;

· обратная связь

Все сказанное выше позволяет использовать танец не только как способ самовыражения, но и как средство диагностики и коррекции отношений в группе. На основании практического опыта и теоретического анализа результатов, накопленных в рамках танцевальной психотерапии и социально-психологического тренинга, нами была составлена программа танцевально-экспрессивного тренинга. В основу данной программы положены следующие представления:

· О танце как специфической форме невербального общения и самовыражения.

· О психотерапевтических и социально-психологических функциях танца.

· О тесной взаимосвязи между образом, отношением и выражением (экспрессией).

Интенсивность и глубина происходящих в обществе перемен отражается на эмоциональной сфере каждого человека. Поэтому сейчас как никогда человеку любого возраста и профессии необходимы знания об общении и эмоциях, а также овладение навыками и приобретение опыта их гармонизации[8, С.41].

В связи с этим интересной и перспективной является работа по гармонизации состояний и отношений и процесса общения через танец, ведь именно танец является интегратором всех аспектов человека.

Техники танцевальной терапии, как правило, основаны на спонтанном танце, в ходе которого высвобождаются и снимаются внутренние напряжения человека.

Очень хотелось бы рассказать об опыте применения структурированного танца, возможности использования которого в целях гармонизации психических состояний, отношений, а также процесса общения очень высоки.

Практически такая работа осуществляется через разработанные ведущим на основе бальных, народных, классических и современных танцев танцевальные композиции. Разработка таких танцевальных связок основана на соединении несложных основных движений конкретного вида танца. Каждая связка связана с определенным эмоциональным состоянием (нежности, полета, радости, печали, борьбы и т.д.).

Танцевальные композиции предполагают множество перемещений участников в пространстве относительно друг друга (что создает многообразие рисунка танца - смену структуры), а также включают в себя взаимодействие каждого участника с другими.

То есть, каждый участник находится в ситуации необходимости двигаться в соответствии не только со своим ритмом, но и ритмом музыки, ритмом других участников, а также держать во внимании все пространство и всех участников. Показателем того, что все эти критерии удерживаются группой во внимании, является смена ясных и четких рисунков танца.

Страницы: 1 2 3 4

Рекоменудем посмотреть:

Борис Ровенских
В период работы главным режиссером Московского драматического театра им. А.С. Пушкина (1960–1970) Равенских поставил такие значительные для своего времени спектакли, как Романьола Л. Скуарцины (1963), Повесть о спасенной любви И. Голосовс ...

Роль «Иенской школы» в культуре Германии
В конце XVIII столетия складывается группа передовой творческой интеллигенции, оказавшая огромное влияние на духовную жизнь не только Германии, но также и за ее пределами. Впоследствии она была названа «иенской школой». Ее членами являлис ...

Искусство и быт
Церковно-религиозное мировоззрение оказало решающее влияние на развитие средневекового искусства. Его задачи церковь видела в укреплении религиозного чувства верующих, поэтому художественное творчество регламентировалось: художнику диктов ...