Знания древних египтян

Информация » Следы исчезнувших культур » Знания древних египтян

Страница 3

Другие шумерские города той эпохи с точки зрения материальной культуры и архитектуры мало отличались от Урука. В центре каждого из них на искусственной платформе возвышался храм в честь бога-покровителя-владыки и повелителя города, всюду тот же метод украшения стен, такие же ниши и свободно стоящий жертвенный стол и пр. Тождество материальной культуры, религиозных верований, общественно-политической организации различных шумерских городов-государств не подлежит сомнению. Однако это отнюдь не доказывает их политической общности. Напротив, скорее всего можно предположить, что с самого начала экспансии шумеров вглубь Месопотамии возникло соперничество между отдельными городами - как вновь основанными, так и завоёванными. Сохраняя культурную и религиозную общность, а также тождественную хозяйственно-политическую структуру общества, шумеры вместе с тем создали из отдельных городов самостоятельные, нередко враждующие между собой государства. Отголоски этих войн, которые велись ещё на заре истории Шумера, дошли до нас в строках эпических поэм, сложенных в более поздние века, когда описываемые в них события превратились в легенды, а живые люди - в богоподобные существа.

Однако не прекрасные сосуды и не великолепная архитектура привлекает особое внимание исследователей, а возникшая в это время письменность. Именно в тех культурных слоях Урука были обнаружены первые таблички с пиктографическим письмом. В Эрмитаже также хранится один из древнейших памятников письменности - плитка с пиктографическими значками, высеченными, как полагают учёные, около 2900г. до н.э. В настоящее время в музеях Европы, Азии и Африки имеется уже около четверти миллионов шумерских табличек и фрагментов. Изучена и обследована лишь небольшая их часть. Известно, что, по крайней мере, 95% этих документов представляют собой тексты хозяйственного содержания: описи инвентаря, счета, расписки, отчёты, сведения о жертвоприношениях и храмовом имуществе. На этом основании учёные пришли к выводу, что письменность в Шумере возникла в связи с хозяйственными потребностями и особенностями экономии. Шумерские города- государства нуждались в точном учёте всех материальных ценностей, расходов и доходов. Появившаяся благодаря прозаическим, будничным потребностям шумерская письменность быстро прошла несколько фаз развития и довольно скоро усовершенствовалась. Первоначальные рисунки предметов, малопригодные для сложных понятий, были заменены значками, передававшими звуки. Так возникло фонетическое письмо. Древнейшие таблички, в большом количестве найденные в так называемом слое Урук, представляют собой пиктограммы, изображающие собой человека, части его тела, орудия и пр. Эти «слова» говорят о людях, о животных и растениях, об орудиях, сосудах и т.д. Из них мы узнаём, что у шумеров были плуги, повозки, корабли, возы на полозьях, различные орудия и утварь. Позднее пиктограммы стали заменяться идеограммами, смысл которых не совпадал со значением рисунка. Знак ноги, например, стал означать не только ногу, но и различные действия, связанные с ногой. Первоначально таких значков, в которых нелегко было разгадать прототип-картинку, насчитывалось около 2000. Очень скоро их число сократилось на две трети; одним и тем же знаком стали обозначать одинаково звучащие или однокоренные слова, например, слова, обозначавшие орудие пахоты и пахоту. После этого оставалось уже сделать всего один шаг, чтобы знаки приобрели чисто звуковое значение – возникло слоговое письмо. Однако ни шумеры, ни народы, заимствовавшие у них систему письма, не сделали следующего шага – не создали алфавитного письма.

Создали шумеры и системы счисления – десятиричную и шестидесятиричную. При помощи соответствующих символов они научились обозначать как очень большие величины, так и самые малые дроби. Мягкой, пластичной глины было сколько угодно под руками. Под лучами солнца она быстро высыхала, превращаясь в камень. Не было недостатка и в тростнике, из которого делались палочки для письма. Может быть этим объясняется страсть к письму, так владевшая шумерами, да и их преемниками в Месопотамии? Шумерские писцы выдавливали клинописные знаки вначале на небольших (4-5 см в длину и 2,5-3 см в ширину) и «пузатых» глиняных табличках. Со временем они становятся крупнее (11 х 10 см) и более плоскими.

Попытки хотя бы приблизительно датировать время возникновения письменности у шумеров ведут к таким же запутанным и ожесточённым спорам, как и вопрос об их происхождении или времени появления в Месопотамии. Предметом дискуссии является, например, датировка упомянутого выше письменного документа – камня с пиктографическими знаками. Однако, поскольку в археологических слоях, относящихся приблизительно к 2900 г. До н.э. находится уже много табличек с идеографическими знаками вместо рисуночного, можно сделать вывод, что с момента возникновения древнейших записей прошло, по меньшей мере, 200-300 лет. Если допустить, что письменность шумеров не могла развиться за такой короткий срок – а они пришли в Месопотамию незадолго до эпохи Урука, - то возникает предположение, что шумеры владели искусством письма ещё на своей прародине.

Страницы: 1 2 3 4

Рекоменудем посмотреть:

Культура Византии и Древней Руси
Культура Восточной Римской империи, получившей уже после ее распада название Византия, характеризуется своими специфическими чертами и особенностями. Как и в западноевропейском средневековье ее основу составляло христианство в форме греко ...

Развитие представлений о культуре
Появление дисциплины культурологии (науки о культуре), систематически изучавшей культуры как особые формы организации жизни человека и регулярно существовавшей в ряде европейских стран, обычно датируется примерно 50-ми годами XIX в. Взаи ...

Художественно – композиционная характеристика исторического костюма
В проекте объектом разработки становится копия модели исторического костюма эпохи Возрождения. Возрождение славилось своими художниками, скульпторами, архитекторами, мастерами прикладного искусства. И хотя культура данной эпохи испытывала ...