16 апреля 1970г. в Ульяновске состоялось торжественное открытие Ленинского мемориала — памятника истории, культуры, архитектуры, возведённого в ознаменование 100-летия В. И. Ленина на месте его рождения[5].
Уникальное здание Ленинского мемориала сооружено по проекту, выполненному коллективом Центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования (ЦНИИЭП) зрелищных зданий и спортивных сооружений под руководством доктора архитектуры Бориса Сергеевича Мезенцева.
Авторам проекта удалось найти оригинальное решение задачи возведения здания с многофункциональным назначением: музейным, учебным, зрелищным.
Совместное расположение Музея-мемориала В. И. Ленина, Общественно-политического центра, Большого концертного зала в одном архитектурном объёме позволяет комплексно эксплуатировать огромное сооружение Мемориала, полезная площадь которого составляет 19,2 тысячи квадратных метров, а его объём — 133,1 тысячи кубических метров. Приподнятое на пятидесяти 7,5 метровых колоннах, здание образует внутренний дворик. Здесь располагаются сохранённые и отреставрированные дома, связанные с рождением и ранним детством Владимира Ульянова.
Южное крыло здания занимает Музей-мемориал В. И. Ленина, учреждённый в результате реорганизации Ульяновского филиала Центрального музея В. И. Ленина, открытого в суровые дни войны — 2 ноября 1941 г. В его состав входят как структурные подразделения три мемориальных музея:
Экспозиция музея, представленная историческими документами, монументальными видами искусства, предметами декоративно-прикладного искусства, располагается в экспозиционном зале площадью более 3000 кв. м.
Она — единственная в стране, показывающая наиболее значимый по своим деяниям и масштабам свершений, больше всех других изменивший жизнь человека на планете, XX век через призму жизни и деятельности В. И. Ленина. Представлено около 4000 экспонатов, 70% которых — подлинники. Предпринята попытка раскрыть малоизученные, дискуссионные, вызывающие интерес факты ленинской биографии.
Завершает экспозицию музея Ленинский торжественный зал. Высота его 17 м, ширина — 14м. В центре зала — пятиметровая скульптура В. И. Ленина, выполненная народным художником СССР П. И. Бондаренко из белого уральского мрамора. Торжественность залу придаёт монументальная мозаика из цветной смальты, автор которой — московский художник-монументалист Г. И. Опрышко. В этом зале проводятся различные ритуальные акты и мероприятия.
Коллекции музея богаты и разнообразны. Уникальны подлинники семьи Ульяновых, коллекция печатных источников, в которую входят прижизненные издания ленинских работ, сатирические журналы 1905—1907 гг., издания русской нелегальной и запрещённой печати XIX-нач. XX вв., книги, вернувшиеся из спецхранов. Интересны коллекции нумизматики, филателии, филокартии.
Музей располагает уникальным собранием предметов декоративно-прикладного искусства, связанным с увековечением памяти В. И. Ленина. Это изделия из фарфора, хрусталя, стекла, чеканка, ковры, вышивки и др. — подарки музея к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина от отечественных и зарубежных делегаций.
Особое место занимают скульптура, живопись, графика — произведения советских и зарубежных, профессиональных и самодеятельных художников, начиная с 1920-х гг., отражающие дореволюционную и советскую историю, жизнь и деятельность В. И. Ленина, семьи Ульяновых. Среди них работы М. Манизера, А. Пластова, Н. Андреева, Н. Жукова, Д. Архангельского и др.
Рекоменудем посмотреть:
Проблема свободы художника
Вакенродер обращается к проблеме свободы художника в рассказе «Примечательная музыкальная жизнь композитора Иозефа Берлингера».
По мнению Н. Рубцовой, для Вакенродера зависимость художника от двора, от мецената оказывается тягостной и т ...
Исторический обзор
керамического искусства гжели
Гжель - довольно большой район бывших Броницкого и Вогородского уездов Московской губернии, находящийся в 60 км юго-восточнее Москвы. Он охватывает около 30 деревень, расположенных вдоль известного о прошлом на Руси касимовского тракта, с ...
Черная Смерть
Существует другая теория, согласно которой последствия Черной Смерти – эпидемии чумы - во Флоренции (затронувшей также всю Европу) привели к смене мировоззрения в Италии в 14 в. Италия была поражена чумой особенно сильно, и предполагают, ...
Навигация