Монументальная скульптура может выступать в синтезе с архитектурой. Это имеет большое значение для создания художественного облика города. В основе такого синтеза должно лежать единство скульптурного и архитектурного образов, родство их содержания. Классический пример идейной и художественной взаимосвязи скульптуры и архитектуры — здание Адмиралтейства в Ленинграде.
Станковая скульптура не связана с архитектурой или природой, она существует самостоятельно. Произведения станковой скульптуры невелики по размеру. Они экспонируются на выставках, в музеях, их перемещают с места на место, устанавливают внутри зданий и на воздухе. В станковых портретах, статуях, композициях может быть дана более тонкая психологическая характеристика образа, более тщательно передана форма изображаемого предмета, ведь станковая скульптура рассчитана на самое близкое обозрение[6].
Основной жанр станковой скульптуры — портрет. Особенно широко этот жанр применяется в круглой скульптуре, так как она обладает наиболее богатыми возможностями изображения человека. Круглая скульптура может изображать одного человека (статуя) или нескольких людей (группа), может изображать фигуру человека целиком или фрагментами (торс, бюст, голова).
Декоративная скульптура является частью архитектурного ансамбля и предназначается для художественного оформления зданий, парков, стадионов, городских улиц, площадей. Это статуи и рельефы, тесно связанные с архитектурой, но не лишенные и самостоятельного значения; статуи, являющиеся вспомогательными архитектурными элементами: кариатиды (статуи девушек, поддерживающих крыши портиков греческих храмов), атланты (в древнегреческой мифологии великаны, поддерживающие небесный свод), статуи-фонтаны и т. д. К декоративной скульптуре относится так называемая скульптура малых форм (статуэтки, медали и т. д.).
Композиция в скульптуре может быть или статичной (памятник К. А. Тимирязеву скульптора С. Д. Меркурова), или динамичной («Марсельеза», Ф. Рюда, «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной). Динамичными могут быть не только композиции, но и лицо и фигура героя, тогда они выражают большое внутреннее напряжение образа («Давид» Микеланджело).
Немалую роль в создании выразительности скульптурного образа играет цвет. Скульптор может создавать цветные произведения, учитывая естественный цвет материала (например, цветная майолика скульптора XV в. Луки делла Роббиа, выполненная в центре купола в капелле Пацци). Известны случаи создания цветных скульптур, выполненных путем сочетания различных материалов (статуя Афины скульптора Фидия). Однако, в отличие от живописи, цвет в скульптуре не основное художественное средство, он лишь помогает скульптору придать более живой характер объемному изображению[1].
В работе скульпторов большое значение имеют материал и техника исполнения. Один из методов создания скульптур — лепка, т. е. создание формы из мягкого материала (глины, пластилина) путем постепенного его добавления. Другой метод — ваяние, напротив, предусматривает создание нужной скульптору формы путем отделения, отсекания лишних масс от каменной глыбы или дерева. Лепка из мягкого материала обычно применяется при работе с натуры, выполнении эскизов, моделей, проектов. А затем скульптуру, сделанную из мягкого материала, переводят в гипсовую.
Для создания скульптур из металла — бронзы, чугуна, алюминия — применяется метод отливки. В современной скульптуре широко используются и новые материалы: бетон, сталь, сплавы. Разнообразные по твердости и окраске породы камня — мрамор, гранит, базальт, порфир — обрабатываются в соответствии с их свойствами. Например, в мраморе возможна более детальная проработка формы, в граните приходится допускать обобщения. Скульпторы, работающие в дереве, широко используют его богатые природные возможности, теплоту его тона, его золотисто-желтый цвет.
В выборе материала скульптор всегда руководствуется идейно-художественным замыслом.
Рекоменудем посмотреть:
Триумф музыки
Константина Коровина считали первым в России художником-импрессионистом. Слово «импрессионизм» произошло от французского «импрессион», которое переводится как – «впечатление». Когда 1874 году группа непризнанных художников организовала на ...
Василий Григорьевич
Перов
Родился в Тобольске 21 или 23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834). Был незаконным сыном местного прокурора, барона Г.К.Криденера, фамилию же «Перов» дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился в Арз ...
Реформы в области науки и образования, культуры
Слово “учиться” стало лейтмотивом всех петровских преобразований. Петр с большим уважением относился к наукам и учению. По некоторым сведениям, Петр 1 в совершенстве освоил 14 специальностей, мог своими руками от начала до конца построить ...
Навигация