1. Основные положения
1) Проверить принцип последовательности усложнения элементов Городецкой росписи;
2) Выяснить целесообразность усвоения основных элементов азбуки Городецкой росписи в той или иной группе (в данном случае группа мальчиков и группа девочек);
3) Проследить влияние последовательности на фантазию, воображение, на эстетическое воспитание и развитие вкуса школьников.
2. Программа проведения эксперимента
- объект исследования: класс (3-й кл.);
- предмет исследования: система художественно-познавательных заданий, принципы и критерии их отбора и построения, метод наблюдения;
- задачи исследования: на промежуточном этапе дается конкретное задание, где видно, насколько успешно справляются с выполнением элементов различной сложности мальчики и девочки одного класса;
- конечный результат предполагает выполнение творческих композиций с использованием наиболее сложных элементов росписи в сочетании с простыми. На конечном этапе можно сделать выводы на основании работ учащихся одного и того же класса.
Этапы и виды эксперимента:
Констатирующий этап
Обучение элементам Городецкой росписи нужно начинать непременно с азбуки и цветочков. Потому что, иначе, представление о Городецкой росписи складывается искаженным. Учащимся становится тяжело составлять свои конечные творческие композиции. Принцип обучения должен идти в строжайшей последовательности. Сначала научить детей простейшим элементам, затем по нарастанию усложнять задачу учащимся.
Формирующий этап
В различных группах (мальчики и группа девочек) одного и того же класса давались одинаковые по сути задания, но различные по методам их выполнения. Например, в одном случае соблюдался принцип последовательности усложнения элементов росписи (это у девочек), а в другом - нет и т .п. Мальчики сначала ознакомились с более сложными элементами, а затем с простейшими. Девочки - начало с простейших элементов росписи и затем двигались к более сложным.
Контрольный этап
На этом этапе по уровню выполненных работ можно судить об успешности реализации предыдущих этапов. Так же можно сделать некоторые предварительные выводы. Например, видно, что уровень обученности, воспитанности и развитости во всех классах примерно одинаков (что у девочек, что у мальчиков). Однако, с заданиями повышенной трудности и сложности в композиции успешнее справляются девочки. Несмотря на это, с простыми элементами справляются одинаково легко и те, и другие.
В ходе эксперимента было отмечено развитие аккуратности, усидчивости, прилежания, тщательности в выполнении работ, а также развитие художественно-эстетического вкуса, что видно из итоговых композиций и их сравнения с предыдущими работами.
Методы исследования:
Изучение литературных источников, метод системы упражнения, метод последовательности, а также наглядные, репродуктивные, вариативные и реконструктивные методы на первых двух этапах (констатирующий и формирующий) и методы беседы (словесные, творческие), метод изучения продуктов творческой деятельности на последнем контрольном этапе.
Выводы
В результате эксперимента хотелось бы отметить необходимость принципа последовательности в выполнении как простых, так и сложных элементов Городецкой росписи. Девочки, которые овладевали с азов росписью, в конечном счете получили наиболее законченные творческие композиции, хотя в этом классе более добросовестно к работе относились мальчики.
Учащиеся получали удовольствие и наслаждение от работы. Все работали очень увлеченно и результаты получились хорошие.
Анализ различных форм и методов приобщения детей и школьников к народному декоративно-прикладному искусству позволяет сделать следующие выводы.
Знакомство с народным искусством в яркой и доступной для детей форме закладывает в них образные художественные представления, воспитывает художественный вкус, формирует творческие начало - качества, которые способствуют интенсивности развития личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные и патриотические чувства молодежи.
Рекоменудем посмотреть:
Хозяйственные постройки
В начале 17 века Спасо – Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался разорению. Так 18 декабря 1618 года отряды поляков-литовцев, гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня сожгли в трапезной 59 монахов, а всего погибло более дву ...
Странствующий репортер
Маргарет Берк-Уайт (1904—1971) сначала выясняла объективную сущность любого события, выделяла главное и затем снимала так, чтобы каждый отдельный снимок демонстрировал ее отношение ко всему этому материалу. Она создавала динамичные журнал ...
Гармония музыки и красок
Микалоюс Константинас Чюрлёнис был тихим, мечтательным человеком. Когда он садился за рояль, то весь преображался.
Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно драматична. Она рождена литовскими народными напевами, родной природой – тр ...
Навигация