Урок становится эффективной формой приобщения школьников к народному и профессиональному декоративному искусству, если на нем используются методы искусства, создается особая атмосфера общения, сотворчества.
Методы художественной педагогики - это действенный инструмент в руках учителя, это способы действия, направленные на развитие познавательного интереса школьников и на его основе формирование потребности в общении с народным декоративным искусством.
Созданию эмоциональной атмосферы на уроке содействует выстроенная драматургия урока, работающая на решение конкретных учебных задач. Эмоциональная педагогическая драматургия - исключительная модель урока, организованного по законам искусства.
Она включает следующие элементы: завязку, постановку проблемы, кульминационный момент и эпилог.
Использование метода эмоциональной драматургии как бы устраняет обыденность процесса обучения, делая урок более увлекательным. Проиллюстрируем нашу мысль. Учащимся на уроке, мысленно предполагается отправиться к некогда заповедным и экологически чистым местам северного края, где когда-то природа радовала глаз своей непритязательной красотой, наполненной ландшафтной гармонией удивительно чистых, хрустальных озер с низко нависшими над ними облаками, с волнистыми косогорами, покрытыми сочным ковром разнотравья, с разливающимся над всем этим вселенским покоем.
Два образа природы - прежний и нынешний, их невольное сопоставление в сознании учащихся помогут им усилить позицию бережного отношения к природе, определить свое место в системе природа - человек - искусство.
В процессе восприятия важная роль отводится наблюдению - детальному рассматриванию произведений искусства. В ходе наблюдения внимание акцентрируется на особенностях строения, форме; использовании изобразительных элементов, несущих содержательную нагрузку, бесконечном варьировании традиционных мотивов; выразительности используемых материалов, декоративности цвета; целостности всех составляющих элементов художественного образа, наблюдение представляет активный процесс, в который включается память, воображение, мышление.
На уроке особое значение имеет использование подлинных произведений народного искусства. Присутствие на уроке подлинников играет исключительно важную роль, так как создает возможность организации особой эмоциональной Среды, благоприятной для восприятия.
Слово иногда может быть не менее эффективным, чем зрительный образ. Более того, динамика сочетаний слова и зрительного образа способна поднять эффективность педагогически организованного воздействия. Но необходимо в связи с этим указать, что слово должно быть организованно по законам искусства. Словесные тексты должны давать пищу для размышления, воображения, должны быть доступными по содержанию и форме, нести яркий образ.
Приобщая детей к декоративно-прикладному искусству, важно использовать индивидуальные и коллективные формы работы. Индивидуальная работа позволяет увидеть творческие возможности ученика, глубину восприятия содержательного материала, его предпочтения, меру художественного вкуса, способность к обобщению, стилизации. Коллективные работы способствуют развитию навыков совместной деятельности, позволяют выходить на исполнение масштабных работ, в ходе выполнения которых формируются межличностные отношения.
Приобщение детей к русскому народному искусству с помощью музеев - дело чрезвычайной важности. Многокрасочный рукотворный мир народного искусства созвучен жизнерадостному мироощущению младших школьников, влечет к себе, очаровывает, вызывает удивление, интерес. Особое эмоциональное состояние, которое испытывает ребенок, лежит в основе познания. И поэтому очень важно “не пропустить” этот возраст и попытаться сохранить естественное влечение ребят к прекрасным произведениям гжельских мастеров.
Рекоменудем посмотреть:
Художественно – композиционная характеристика
исторического костюма
В проекте объектом разработки становится копия модели исторического костюма эпохи Возрождения. Возрождение славилось своими художниками, скульпторами, архитекторами, мастерами прикладного искусства. И хотя культура данной эпохи испытывала ...
Архитектура и строительство в шумерском городе
Типично шумерский город и вероятно, большинство городов, созданных в позднейший период, состоял из трех частей. Прежде всего — из самого города Это была окруженная стеной территория, на которой находились храм или храмы, дворец с резиденц ...
Основоположники и мастера авангарда в России
Кандинский Василий Васильевич (1866–1944), русский и немецкий художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 века; вошел в число основоположников абстрактного искусства. Родился в Москве 22 ноября (4 дек ...
Навигация