Я получил блаженное наследство -
Чужих певцов блуждающие сны…
Тонко моделируя рифмы, Мандельштам воспевал Элладу, старый Петербург, русскую историю. Скрупулезная работа над словом была глубоко осознанной. Особая область поэзии Мандельштама связана с музыкой. Вопреки символизму, Мандельштам не пытался соединить законы двух искусств. Музыка в его стихах скорее один из "культурных текстов", заимствованных из прошлых эпох.
В последние годы "серебряного века" раздался в русской поэзии негромкий и чистый голос Анны Ахматовой (А.А. Горенко, 1889-1966). Лирика поэтессы тех лет также нередко несла "антикварный" оттенок:
Луна освещает карнизы,
Блуждает по гребням реки…
Холодные руки маркизы
Так ароматны-легки
"О принц! - улыбаясь, присела, -
В кадрили вы наш vis-à-vis", -
И томно под маской бледнела
От жгучих предчувствий любви.
("Маскарад в парке")
И всё же в среде акмеистов Ахматова, по словам Блока, была "настоящим исключением". Её отличало глубоко личное отношение к окружающему миру, ощущение его дисгармонии и трагичности.
Муза Ахматовой родилась под непосредственным влиянием блоковской поэзии; даже её псевдоним перекликается с любимым местом пребывания поэта: Ахматова - Шахматово. Но подражание Блоку не было сутью её творчества. Источником совершенствования служил для Ахматовой необъятный мир русской классики - Пушкин, Баратынский, Некрасов, Тютчев.
В предреволюционные года Ахматова публикует три сборника стихов - "Вечер" (1912), "Чётки" (1914), "Белая стая" (1917). В ту пору её поэзия глубоко интимна, автобиографична. По словам Ю.М. Тынянова, она словно находится "в плену у собственных тем". Большой поэтический дар Ахматовой, афористичность, выразительность каждого слова раскрылись буквально с первых произведений.
При всём пристрастии поэтессы включать прямую речь в речь авторскую, воспроизводить диалог героев, её вряд ли можно упрекнуть в театральности. Лирическая героиня ахматовской поэзии как бы повторяет слова своих собеседников, стараясь передать их интонацию, вслушиваясь в свой внутренний мир.
Подобно многим своим современникам, Ахматова предельно внимательно к предметному миру. Но описание вещей в её поэзии всегда несёт отпечаток внутреннего состояния героини:
И у окна белеют пяльцы…
Твой профиль тонок и жесток.
Ты зацелованные пальцы
Брезгливо прячешь под платок.
Музыка в стихах Ахматовой звучала как несмолкающая лейт-тема, пронизывающая поэтическое пространство:
Опять приходит полонез Шопена,
О, Боже мой! - как много вееров,
И глаз потупленных, т нежных ртов,
Но как близка, как шелестит измена.
Были в эпоху "серебряного века" поэты, которых трудно отнести к какому-либо определённому направлению. Среди них М.А. Волошин (1877-1932) и М.И. Цветаева (1892-1944).
Рекоменудем посмотреть:
МХАТ и его создатели К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Театр
переживания
Новое столетие для русского театра началось раньше календарного. 22 июня 1897 г. в московском ресторане "Славянский базар" встретились два человека. Никто даже не мог предположить, что это событие откроет новую эру в искусстве с ...
Возникновение первых школ в Киевской Руси
Существовало в Древней Руси и школьное образование. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей духовных лиц: учили письму, счету ,богословию. Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались п ...
Условия развития искусства
Период от Хогарта до Констебля и Тернера, т.е. столетие, заключенное между 30-ми годами XVIII и XIX веков, по праву считается «золотым веком» английской живописи. Никогда в другое время не работало здесь бок о бок столько первоклассных ма ...
Навигация