Камни учили меня молчанию.
Камни учили меня терпению.
Камни учили меня спокойствию.
Камни учили меня созерцанию.
Камни учили меня бесконечности мироздания.
Своеобразным и чисто национальным видом ландшафтной архитектуры Японии являются сады, как пейзажные при дворцах и храмах эпохи Хэйан и Камакура, так и «философские», символические «сады камней», культивировавшиеся учителями дзэн в более позднее время. «Нигде в мире сады не кажутся более таинственными и символическими, чем те, которые были созданы мастерами секты дзэн», — писал итальянский писатель Ф. Мараини.
Сады являются неотъемлемой частью богатой и загадочной культуры страны восходящего солнца. Они воздействуют на настроение зрителя и создают чувство единения с природой. Эти тихие уголки природы выглядят очень естественно, хотя, как правило, в их основе лежит хорошо продуманная схема.
В Японии традиции создания садов относятся к древним временам. Первое упоминание относится к 70 годам н.э. и передает впечатления императора отдыхающего в саду своего дворца. Сады того времени изобиловали извилистыми ручейками, небольшими островками и мостиками, зачастую располагались вокруг прудов. Искусство создания японского сада испытало на себе влияние китайской культуры, возможно именно благодаря ей сады стали располагать рядом с жилищем императоров.
Природа островов, на которых расположена Япония, существенно различается по климатическим условиям и рельефу, что во многом объясняет такое удивительное явление как японский сад. Богатая флора, горы, ручьи и озера стали моделью для воссоздания ландшафта в миниатюре. Незамысловатые элементы, используемые в создании сада, создают ощущение пространственной глубины и наделяют его внутренним содержанием. Такой сад создан не для прогулок, а для созерцания и отрешения от повседневных забот, для ощущения безбрежности и бесконечности. Его можно сравнить с произведением художника, которым можно любоваться часами.
Японский сад является неотъемлемой частью культуры страны, в основе которой
лежит национальные и религиозные особенности. Японцы необычайно чувствительны к
природе, некрасивого для них в мире нет. Основой национальной религии стало поклонение водопадам, горам, деревьям. Характерная черта японского менталитета - умение активно воспринимать любой художественный образ, домысливая его и сопереживая вместе с автором. Это объясняет лаконичность и вместе с тем многозначность, символизм, свойственные японским садам. В отличие от европейского сада, где все подчинено воздействию на наши органы чувств посредством цвета или ароматов, японский сад преследует только одну цель: помочь отрешиться от всего суетного и обрести душевное равновесие.
Включение природы в жилище было давней традицией Японии. Дзэн-буддизм способствовал кристаллизации типа японского жилища и дал толчок к созданию сада как модели мира. «В достаточной мере абстрагированный образ, но еще не перешедший в умозрительную сферу, японский философский сад занимает промежуточное положение между образом и понятием и наиболее точно подходит под категорию знака-символа»,— пишет Н.Николаева. Сады были воплощением великого в малом. Сочетание знаков горы и воды определяло основную схему символического ландшафта (именно знаков: пруд символизировал океан, камень — гору, вода могла присутствовать реально или замещаться поверхностью песка). Сопоставление горы и воды воплощало учение о противоположных началах, чередование и взаимопроникновение которых — основа всего сущего (светлое мужское начало означалось горой или камнем, темное женское — водой). Знаковые системы садов были аналогичны идеограммам иероглифического письма; значения элементов и их сочетаний бытовали в культурной традиции и фиксировались руководствами по садовому искусству. Очевидная символичность отличает живописную форму японского сада от псевдоестественных английских садов; преобразованная природа несет человеческие смыслы.
Все сады в Японии призваны вызывать у человека иллюзию пространства и погружать его в идеальный мир, далёкий от нашего бренного и несовершенного мира, но в этой совокупности выделяли несколько типов, каждый из которых имел свой способ достижения иллюзии пространства и своё предназначение.
На протяжении тысячелетий сменявшиеся эпохи и идеалы времени порождали различные манеры ландшафтных композиций. Но, несмотря на их разнообразие, существуют определенные каноны создания сада. Он может быть подчинен одной идее - так создаются сады камней, воды, мхов, времен года. Соответственно главным "действующим лицом" становятся расставленные группы камней, или водопад, или различные по цвету и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке, или круговращение природы в смене времен года. А есть пейзажные сады. Существуют и смешанные сады, наиболее популярные в настоящее время. Японский сад тесно связан с живописью, только материалом служит природа. Как и живопись, он бывает монохромным и полихромным. И если сады камней скупы на цвет, то пейзажный сад напоминает многоцветный свиток или цветную гравюру.
Рекоменудем посмотреть:
Религия империи 1-2 вв. н.э
«1 век – это период постепенной рационализации и обмирщения римского общества. Верно, что религиозный скептицизм пробивал себе медленно дорогу и охватывал просвещенные круги римлян, но нельзя забывать также и о том, что гражданские войны ...
Легенда о всемирном потопе
Вопрос о всемирном потопе коснулся и государства Шумеров. Леонардо Вулли обнаружил трёхметровый слой чистого песка без каких-либо следов человеческой деятельности, внезапно прерывающий культурные слои Ура. Это является бесспорным доказате ...
Русская пейзажная живопись XIX века
Среди художников, сыгравших значительную роль в истории русской пейзажной живописи, должен быть назван и В.Д. Поленов (1844-1927). Он заявляет о себе как сложившийся зрелый мастер в конце 70-х годов, успев к тому времени окончить Петербур ...
Навигация