Открытие в 1787 году в губернском центре театра было важным событием в культурной жизни Рязанского края. Его возникновение связано с именем русского поэта Г.Р. Державина, который в это время занимал должность тамбовского губернатора и подчинялся рязанскому и тамбовскому наместнику генералу И. В. Гудовичу. Резиденцией последнего являлась Рязань. Гудович, узнав, что Державин в Тамбове завел театральные представления, "зачинил, - по словам поэта, - к себе требовать и брать артистов против воли губернатора и их самих в Рязань для устройства там театра и прочих увеселений". (9, с. 27)
Вскоре, в том же 1787 г., для театральных представлений в городе было построено специальное здание, получившее название "Оперный дом". Это был деревяннный двухэтажный дом, выстроенный по проекту губернского архитектора Ивана Сулакадзева. Он находился при въезде в Рязань со стороны Москвы в районе Артилерийского плаца (на углу современных улиц Каляева и Каширина). Внутри здания имелись 3 яруса. На нижнем этаже по бокам - 4 ложи, по две с каждой стороны. Далее шли так называемые "тамбуры" - особые отделения на несколько лиц. В середине был партер. Бельэтаж состоял из 17 лож. На верхнем этаже, по бокам, также были ложи, а в середине - "раек". Сцена имела различные приспособления, позволявшие менять декорации и совершать "полеты" действующих лиц. Все устройство в то время считалось совершенным. Внезапные "исчезновения", "появления" и "превращения" героев пьесы производились при помощи специальных "люков" в подвале за сценой. Освещался "Оперный дом" сальными свечами "кондовыми", то есть высшего качества. Отопление было печное. (6, с. 4) Всем этим ведал механик Павел Берзантий, обрусевший итальянский художник, выписанный Державиным. Он считался большим мастером своего дела. Из Тамбова, вопреки его желанию, он был переведен в Рязань с двойным жалованием.
Первыми деятелями местного театра, а впоследствии его директорами были асессор Рязанской казенной палаты, он же инспектор народных училищ, Афанасий Афанасьевич Дохтуров и отставной гвардейский офицер Григорий Петрович Приклонский. Они обучали молодежь сценическому, вокальному и танцевальному искусствам. Оба пожертвовали на театр свои состояния. Талантливость народных самородков, их самобытность в стремлении к правде и красоте отразилась и в первой труппе актеров Рязанского театра. Труппу создали на месте, в Рязани, продолжив традиции "отца русского театра" Ф.Г. Волкова. Из дворовых и вольноотпущенных девушек были отобраны наиболее даровитые 5 актрис, а из "копиистов" учреждений наместничества - 10 юношей-актеров. Надежды на молодежь оправдались. Девушки и юноши стали профессиональными артистами. Затем некоторые из них считались "первыми по Москве", Матрена Семеновна Воробьева, например, выступала на сцене Московского Большого Петровского театра в ролях "первых любовниц", а Петр Родионович Колпаков - в ролях "благородных отцов". Отметим, что П.Р. Колпаков, понимая, очевидно, большое значение наследственности в среде артистов, первым из русских актеров "вывел на сцену" свою дочь, которая выступала впоследствии тоже на сцене Петровского театра.
М.С. Воробьева, чье дарование раскрылось в Рязанском театре , стала впоследствии виднейшей актрисой Московского театра первой четверти XIX столетия. Она "потрясала сердца москвитян" в "Бедной Лизе", в патриотических пьесах периода Отечественной войны 1812 года и особенно в "слезных, мещанских" драмах Коцебу. Остальные четверо актрис "Оперного дома" - Матрена Полянская, Дарья Колпакова, Ефросинья Хмельницкая и Елизавета Подкорытова, и 9 актеров-юношей удолетворяли требованиям тогдашней сцены, никто из них уволен не был.
Кроме актеров и механика сцены в театре работали два живописца-декоратора и маленький оркестр - трех музыкантов под управлением капельмейстера. (8, с. 44)
В течение всей первой половины XIX века Рязанский городской театр играл заметную роль в культурной жизни губернского центра. После перерыва, вызванного военными событиями 1812 г. ( в те годы все театры страны были закрыты), он возобновил свою деятельность 21 января 1821 года, показав трагедию Шекспира "Отелло" В статье, напечатанной в "Северной пчеле" и перепечатанной в "Московских ведомостях" в 1829 году говорилось, что из 23 театров империи (13 русских, 5 немецких, 2 итальянских, 1 польский ) "в Рязани один русский. Играет трижды в неделю оперы и комедии". (10, с. 60-61)
Рекоменудем посмотреть:
Развитие науки в Эпоху Возрождения
Расцвет искусства и гуманитарных наук сопровождался активным развитием в различных научных сферах. Некоторые видели такой подъем активности как «научную революцию», возвещавшую начало современности. Другие считали это простым ускорением п ...
Развитие образования в Месопотамии
Основой любой древней культуры является письменность. Именно с зарождением и развитием письменности можно связать необходимость появления образования вообще.
Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляетс ...
Успенский собор Киево-Печерского монастыря
Время создания: 1073—1078 гг.
Собор был возведен византийскими зодчими. По своему плану это крестово-купольный трехнефный шестистолпный храм. В этом памятнике возобладало стремление к созданию простых объемов и лаконизму в интерьере. Пра ...
Навигация