Искусство портретной живописи

Информация » Русская портретная живопись ХIХ века » Искусство портретной живописи

Страница 1

Портрет-значительный и важный жанр в искусстве. Само слово «портрет» восходит к старофранцузскому слову «pourtrait», что означает: изображение черта в черту; оно восходит и к латинскому глаголу «protrahere» - то есть «извлекать наружу», «обнаруживать»; позднее – «изображать», «портретировать». В русском языке слову «портрет» соответствует слово «подобень».

В изобразительном искусстве, которому этот термин принадлежит изначально, под портретом подразумевается изображение определенного конкретного человека или группы людей, в котором передан, воспроизведен индивидуальный облик человека, раскрыты его внутренний мир, сущность его характера.

Изображение человека – основная тема живописи. Изучение ее начинается с этюдов головы. Все формальные картины подчинены созданию образа, передаче психологического состояния человека. В живописи изображение человеческой головы с натуры должно отвечать нашему привычному объемному видению и пониманию окружающего мира.

Приемы живописи головы в русской академической школе первой половины ХIХ века продолжают традицию лепки формы с помощью сильных и горячих теней. Мы можем судить об академических методах, рассматривая работы О. Кипренского, К. Брюллова, А. Иванова. Нельзя считать академические приемы чем-то одинаковым у всех художников, но общее для воспитанников академии – дисциплина формы.

Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда переданы интимно – личностные черты изображенного человека, когда воспроизводят оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этого требования входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется даровитыми мастерами, влагающими в воспроизведение действительности свой личный вкус и чувство природы.

Живопись – прежде всего изображение формы, объема. Поэтому часто предварительно прорабатывается форма одним цветом точно со всеми деталями. Потом света писали холодными, густо, фактурно; тени горячими, прозрачно, пользуясь лаками, маслами, смолами. Все это относится к живописи маслом. Акварели того времени – только подкрашенный рисунок, а темпера применялась для церковных росписей, далеких от работ с натуры.

Большое значение в академической живописи имела последовательность работы, система. Лессировки по сухому и мокрому придавали голове окончательную форму, цвет, выражение. Но, вероятно некоторые головы К.П. Брюллов писал сразу, сохраняя при этом строгую лепку, холодные света и горячие тени. Те же горячие тени лежат на портретах И. Н. Крамского. Краснота их смягчается обычно рассеянным музейным светом. Но если на портрет упадет луч солнца – поражаешься условной яркости красных теней.

Импрессионисты обратили наибольшее внимание на то значение, какое имеют теплые и холодные света в лепке живой головы. Или света холодные, а тени теплые, или наоборот. В каждой модели подбирают условия обстановки, исходя из цвета лица, одежды общего облика. Для создания интересного освещения используют экраны – картон, холст, бумагу. Экраном можно затемнить часть фона или одежды, отчего лучше выступит лицо.

Сохраняя подготовительный этюд М. А. Врубеля к портрету Н. И. Забелы – Врубель, где нанесены карандашом границы всех цветовых изменений. Поверхность лица разбита на очень мелкие площадки, наподобие мозаики. Если заполнить каждую из них соответствующим цветом – портрет будет готов.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Портрет эпохи Империи. Портрет эпохи Августа
Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстат ...

Происхождение и значение термина «культура»
Понятие «культура» (про­исходит от латинского culture - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура»- природа. Следовательно, изначально термин «культура» при ...

Буддизм
Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о ...