Алексей Кондратьевич Саврасов

Информация » Русская пейзажная живопись » Алексей Кондратьевич Саврасов

Страница 3

В 80-х годах художник возвращается к теме “Лоси­ного острова”. Этот мотив, видимо, сильно поразивший художника, по-новому преломлен в целом цикле по­здних работ. Выше говорилось об этюде, написанном Саврасовым к этой картине. Но этот этюд был не единст­венным. Видимо, их была целая серия. На основе этой серии художник и выполнил впоследствии рисунки „Сосны у болота” и несколько других. В изображениях в этих рисунках гнилых болот, изгибающихся тонких стволов деревьев, в очертаниях болотных птиц звучат глубоко пессимистические, уны­лые ноты. В них есть ощущение душевной подавленно­сти, выраженное поэтически, но с горестным чувством.

Глубоко личный, эмоциональный характер этих работ говорит о том, что выраженные в них чувства переплетены с ощущением трагической безыс­ходности своей личной судьбы.

Недостаточно ясны причины семейной драмы Савра­сова - разрыв с женой, развитие алкоголизма до разме­ров непреодолимого недуга, отход от педагогической деятельности, от друзей.

Перелом, совершающийся в жизни художника, траги­чен. Он остается одиноким, неудержимо опускается на дно, попадает в кабалу к мелким торгашам.

Среди его поздних произведений все чаще попада­ются ремесленные, равнодушные повторения ранее най­денных мотивов. Художественный уровень их стреми­тельно снижается. Уже к середине 80-х годов работы, равные прежним, встречаются очень редко. Однако и в эти годы художник переживает периоды творческого подъема. В этом убеждает несколько рисунков в упомя­нутом альбоме. Выполнены они тоже по способу папье-пеле. Создание этих рисунков было, видимо, для Савра­сова последней творческой вспышкой. Художник попа­дает в среду опустившейся богемы, здоровье его расшатывается, и в 1897 году он погибает - почти забы­тый. Среди немногих, провожавших его в последний путь на кладбище, был Левитан.

Страницы: 1 2 3 

Рекоменудем посмотреть:

Риторическое учение Аристотеля
Современник Демосфена Аристотель Стагирит подвел итог развитию классического греческого красноречия в трактате "Об искусстве риторики", или "Риторика", написанном около 330 г. до н.э. В отличие от предшествующих софист ...

Развитие новой театральной эстетики
Новая театральная эстетика вновь формировалась в Москве и Ленинграде. В Ленинграде этот процесс шел менее ярко, не столько революционным, сколько эволюционным путем. Он связан с именем Г. Товстоногова, с 1949 возглавлявшего Ленинградский ...

Романский стиль
Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест - и в 13 в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусст ...