Русская культура XIX века

Информация » Русская культура XIX века

Страница 6

В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем слово «культура». Оно выражало способность человека раскрыть собственный потенциал в любви к Богу. Рождалось представление о рыцарстве как своеобразном культу доблести, чести и достоинства. В эпоху Возрождения воскрешалось античное представление о культуре. Оно выражало, прежде всего, активное творческое начало в человеке, который тяготеет к гармоничному, возвышенному развитию. В современном значении слово «культура стало употребляться в XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля Пуфендорфа (1632-1694).

Культура- это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителям. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру.

Мировая культура- это синтез лучших достижении всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культур, в свою очередь, выступает синтезом различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальных культур, ее неповторимость и оригинальность проявляется как в духовной (язык, литератур, музык, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведение хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделяют также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяются материальная и духовная культура.

Важная особенность материальной культуры - ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности.

Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.

Материальная культура- это культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства; культура отношения к собственному телу; физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследователей предлагают делить ее на прогрессивную и реакционную. Культура как формирующее может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человек. Цель культуры - всестороннее развитие человека.

Существует деление еще по одному признаку- актуальности.

Актуальная – это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает сваю актуальную культуру. Актуальность культуры - это живой непосредственный процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет, умирает.

Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека, выполняет многообразные функции.

Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют и корректируют почти все формы индивидуальной деятельности человека в силу его связи с социальным окружением. Назовем наиболее общие функции культуры:

- творческая – создание произведений культуры;

- познавательная – познание мира;

- трансляционная – передача культурных достижений;

- регулятивная – формирование норм поведения;

- ценностная или аксиологическая – создание системы ценностей, воспринимаемых человеком;

- знаковая – создание языка культуры;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекоменудем посмотреть:

Религия империи 1-2 вв. н.э
«1 век – это период постепенной рационализации и обмирщения римского общества. Верно, что религиозный скептицизм пробивал себе медленно дорогу и охватывал просвещенные круги римлян, но нельзя забывать также и о том, что гражданские войны ...

Роль музыки в формировании молодежных субкультур
Однако, музыка не только определяет направление и характер художественных потребностей молодежи, но и становится значимым символическим началом межличностного общения, способствуя становлению групповых отношений (молодежных субкультур). В ...

Мальчик - фотограф
Ясное, стойкое видение детства — одно из качеств, которым пламенно желают обладать зрелые художники. Лартиг, как фотограф, наделен этим видением, потому что начал снимать еще ребенком. Судя по первым фотографиям, его техническое мастерств ...