Романтизм нашел отражение и в пейзажной живописи, передающей особое настроение, вдохновение от созерцания родной природы. Это прежде всего характерно для английского искусства, яркими представителями которого являлись Дж.Констебль, Дж.Тернер, Р.Бенингтон.
Разница романтизма с классицизмом и сентиментализмом. Представим себе, что классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое. Романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Теперь обратимся к сентиментализму. Он показывает внутреннюю жизнь человека, в нем она находится в гармонии с огромным миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию.
Романтизм продвинул движение нового времени от классицизма и сентиментализма. Он изображает внутреннюю жизнь человека. Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм.
Вне сомнения, у романтического темперамента было много общего со своим противником – темпераментом просветительским, так что вполне можно сказать, что их сложное взаимодействие и заложило основы современного сознания. Оба тяготели к "гуманизму" в высокой оценке способностей человека и в озабоченности отношением человека к Вселенной. Оба видели в этом мире и в природе подмостки для человеческого действа и средоточие человеческих дерзновений. Оба проявляли чуткость к феноменам человеческого сознания и к природе его скрытых механизмов. Оба обрели в античной культуре неиссякаемый источник откровений и ценностей. Оба были глубоко проникнуты прометеевским духом – в своем бунтарстве против гнета традиционных устоев, прославлении индивидуального человеческого гения, не ведающих отдохновения поисках человеческой свободы и героических свершений, своем отважном исследовании новых далей.
Однако в каждой из этих точек соприкосновения таились глубокие расхождения. В отличие от духа просветительства, дух романтический воспринимал мир не как атомистическую машину, а как единый организм, превозносил не просвещенность разума, а невыразимость вдохновения и поднимал на щит не четкую предсказуемость статичных абстракций, а неисчерпаемую драму человеческой жизни. Если та высокая оценка, которую давали человеку просветители, покоилась на его непревзойденном разуме и интеллектуальных способностях постигать и ставить себе на службу законы природы, то романтики возносили человека за его творческие и духовные устремления, за глубину его чувств, за художническое воображение и способность личного самовыражения и самовоссоздания. Гений, прославленный Просвещением, был главным образом гением Ньютона, Франклина и Эйнштейна, тогда как романтизм чествовал Гете, Бетховена и Ницше. Оба пели хвалу преображающей мир воле и независимому разуму современного человека, возрождая культ героя, воссоздавая в памяти и творя заново историю великих людей и их деяний. Действительно, на разных фронтах одновременно западное "Я" облекалось плотью и мощью – будь то в титаническом самоутверждении, продемонстрированном Французской Революцией и Наполеоном, в новом самосознании Руссо и Байрона, в несущих новый свет научных озарениях Лавуазье и Лапласа, в зарождающемся феминистском самоутверждении Мэри Вольстонкрафт и Жорж Санд или в идеале разносторонней одаренности, богатства человеческого опыта и творчества, осуществленного в личности Гете. Однако каждому из этих двух направлений, просветительского и романтического, характер и цели его независимого "Я" виделись абсолютно по-разному. Утопия Бэкона не была утопией Блейка.
Романтизм в Германии. Основные принципы литературной теории романтизма были сформулированы Ф. Шлегелем и Новалисом. Ф. Шлегель первым начал разрабатывать теорию романтической иронии, одного из самых блестящих и оригинальных творений романтического гения. Эстетические взгляды Новалиса выражены в теории искусства, которое должно соединять реальное с идеальным, должно стремиться к универсальности. Особое место в романтической литературе Германии принадлежит Генриху Клейсту, Эрнсту Гофману. Сложным и противоречивым было развитие романтизма в Германии и Австрии. Ранний немецкий романтизм, которому свойственны пристальное внимание ко всему остроиндивидуальному, меланхолически-созерцательная тональность образно-эмоционального строя, мистико-пантеистического настроения, связан главным образом с поисками в области портрета и аллегорических композиций (Ф.О.Руте), а также пейзажа (К.Д.Фридрих, Й.А.Кох). Религиозно-патриархальные идеи, стремление возродить религиозный дух и стилистические особенности итальянской и немецкой живописи 15 в. питали творчество назарвйцев (Ф.Овербек, Ю.Шнорр фон Карольсфельд, П.Корнелиус и др.), чья позиция стала особенно консервативной к середине 19 в. Для художников дюссельдорфской школы, в известной мере близкой романтизму, были характерны, помимо воспевания средневековой идиллии в духе современной романтической поэзии, сентиментальность и сюжетная занимательность. Своеобразным сращением принципов немецкого романтизма, зачастую склонного к поэтизации обыденного и специфически "бюргерского" реализма, стало творчество представителей бидермейера (Ф.Вальдмюллер, И.П.Хазенклевер, Ф.Крюгер), а также К.Блехена. Со 2-й трети 19 в. линия немецкого романтизма продолжалась, с одной стороны, в помпезной салонно-академической живописи В.Каульбаха и К.Пилоти, а с другой — в эпических и аллегорических произведениях Л.Рихтера и жанрово-повествовательных, камерных по звучанию работах К.Шпицвега и М. фон Швинда. Романтическая эстетика во многом определила становление творчества А.фон Менцеля, в дальнейшем крупнейшего представителя немецкого реализма 19 в. Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм (в большей мере, чем французский, впитавший черты натурализма, а затем модерна) к концу 19 в. сомкнулся с символизмом (X. Тома, Ф. фон Штук и М. Клингер, швейцарец А. Бёклин).
Рекоменудем посмотреть:
О самоудовлетворенности Запада
Таковы некоторые, наиболее значимые, кризисные стороны западной цивилизации, рассмотренные и анализированные русскими мыслителями. Сам Запад, как правило, не склонен замечать свои кризисные стороны, он парадоксальным образом, несмотря на ...
Черты культуры средневековья. Теоцентризм
Символизм (восприятие мира в форме символов и аллегорий);
Дидактизм;
Универсальность;
Психологическая углублённость духовной жизни;
ТЕОЦЕНТРИЗМ.
Человек в представлении жителей средневековья представлялся как слабое, греховное сущест ...
Игрушечное семейство
Лет пятнадцать назад проходила в Орле выставка народной игрушки (Степанова Е. «Живое чудо народной игрушки». – «Орловская правда», март 1994).
История сохранила имена самобытных игрушечниц Александры Михайловны Иваниловой (1911 - 1990), ...
Навигация