Художественный театр, как театр частный, имел творческую независимость. Благодаря этому театр смог выдвинуть идею главенства режиссера как идейно-художественного и административного руководителя театрального коллектива.
Создание единой по своему нравственному облику труппы и театра в целом также было важным достижением МХТ. Вырабатывая этику, нормы поведения актера как в театре, во время репетиций, так и вне его, Станиславский и Немирович-Данченко стремились «создать храм вместо балагана». Культура и высота общественного положения художника сцены как личности тоже фактически началась с Художественного театра.
Но главный, решающий успех молодому театру принесло новаторство мировоззренческое и художественное. В основе мировоззрения коллектива художественного театра лежала идея равенства и ценности каждого человека на земле. Эта ведущая демократическая идея времени поставила искусство Художественного театра вровень с развитием других искусств, с развитием русской реалистической литературы.
Сложность общественной обстановки в конце XIX – начале XX века порождает и сложность, противоречивость искусства. Одним из наиболее влиятельных и интересных течений в искусстве этого времени был символизм, оказавший значительное влияние на драматургию и театр. В России родоначальником условного символистского театра стал Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 – 1940).
Неоднородная, пестрая картина наблюдается в предреволюционное время на сцене московского Малого театра. По-прежнему труппа театра славится выдающимися актерскими именами. Но отсутствие творческих поисков и четкой программы приводило к повторению пройденного, тормозило развитие коллектива.
Еще большая художественная пестрота царила на сцене Александринского театра. Прежняя слава образцовой сцены сохранялась за Александринкой благодаря старшему и среднему поколению мастеров – М. Савиной, К. Варламову, В. Давыдову, В. Стрельской, В. Далматову, Р. Аполлонскому, К. Яковлеву.
В 1913 году в Москве открылся «Свободный театр», созданный режиссером К. А. Марджановым. В этом театре проявился режиссерский талант А. Я. Таирова. После закрытия театра, в 1914 году, Таиров создает московский Камерный театр.
Ведущее место среди театров России в 1907 – 1917 годах по-прежнему занимал Московский Художественный театр, хотя он испытал в эти годы серьезные трудности в своей работе. Новое время настойчиво требовало новых методов работы, нового художественного стиля, который отразил бы проблемы современности. В поисках выхода из творческих затруднений и в целях опытно-лабораторной работы К. С. Станиславский в разные годы выступал инициатором создания театральных студий. В них привлекалась одаренная творческая молодежь, а педагогами были артисты и режиссеры, связанные с МХТ. Первым таким опытом была экспериментальная студия, созданная в 1905 году при теснейшем участии и фактическом руководстве В. Э. Мейерхольда. В годы, когда новый творческий метод – система Станиславского – потребовал глубокого изучения и практических занятий, снова стали возникать под крылом МХТ молодежные студии.
Театр-студия (итал. Studio, от лат. studeo – усердно работаю), - творческий коллектив, сочетающий в своей работе учебные, экспериментальные и производственные задачи. Обычно студия – коллектив единомышленников, связанных определенным мировоззрением и общими эстетическими задачами.
В дореволюционное время студии возникали главным образом при крупных театрах и либо развивали их творческие принципы, либо занимались поисками новых путей и средств сценической выразительности. Особенно большое распространение «студийность» получила в первые годы развития советского театра. В этот период были созданы театр-студия им. Ермоловой, студии под руководством Ю. А. Завадского, Р. Н. Симонова, Н. П. Хмелева, А. Д. Дикого в Москве, С. Э. Радлого в Ленинграде и др., ряд национальных студий в Москве и республиках СССР. Студии часто подготавливали рождение театров. Так возникли театры на основе студий МХАТ, студий Завадского, Хмелева и др. В настоящее время в Москве работает театр-студия «Современник».
Студии Московского Художественного театра – театральные студии, возникшие при Московском Художественном театре, организационно и творчески с ним связанные. Возникновение студий было необходимостью проведение экспериментальной работы, а также подготовки актеров, воспитанных в принципах искусства МХТ. Студии МХТ осуществили идею К.С.Станистлавского о создании творческих лабораторий, сочетающих учебно-педагогическую работу с поисками новых форм спектакля и новых методов воспитания актера.
В 1912 году К.С.Станиславским и Л.А.Сулержицким создана Первая Студия МХТ (открытие студии – 1913г.) для воспитания молодежи МХТ по системе Станиславского. В 1924 году эта студия реорганизована в Московский Художественный театр Второй (МХТ 2-й). Вторая студия МХТ создана в 1916 году режиссером В. Л. Мчеделовым. В 1924 году актеры, воспитанные этой студией, вошли в состав труппы МХАТ (О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. П. Зуева, А. К. Тарасова, М. Н. Кедров, М. И. Прудкин, В. Я. Станицын, Н. П. Хмелев, М. М. Яншин и др.)
Рекоменудем посмотреть:
Романский стиль
Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест - и в 13 в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусст ...
Портрет иллирийских
императоров
Иллирийские императоры (268-282гг.), являясь частью периода солдатских императоров, все же отличались от них. Это время было переходным, ведущим к сложению домината. Для этого этапа характерен переходный стиль портрета без твердо выраженн ...
Появление римского скульптурного портрета как художественного явления
Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э.
К этому времени Рим из небольшого города, владевшего лишь непосредственно прилегающей к нему территорией, ...
Навигация