В композициях контурной резьбы используют разнообразные линии, которые образует контурная канавка. Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая его, помогая движению или, наоборот, сдерживая ход лезвия.
Однако, несмотря на простоту рисунка и отсутствие рельефа, техника контурной резьбы требует большого внимания, свободного владения инструментом.
В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Им можно вырезать даже окружности любых диаметров, заточив клинок на более острый угол. Однако неплохо все-таки иметь в запасе одну-две остро отточенные полукруглые стамески.
Рисунок наносят как на чистую, неотделанную поверхность, так и на лакированную или окрашенную. Часто поверхность сначала окрашивают в темный цвет, покрывают лаком и полируют, а потом по ней вырезают рисунок.
Резьба косой стамеской (косячком). Линии, расположенные поперек волокон, режут острием косячка движением к себе. Сначала надрезают линию с наклоном косячка вправо, а затем подрезают линию с наклоном косячка влево. Линии, расположенные вдоль волокон, режут с наклоном косячка к себе и от себя, в зависимости от рисунка. Резание должно быть непрерывным и плавным кончик косячка как бы рисует кривую линию.
Резьба полукруглыми стамесками. Для резьбы применяют полукруглые стамески: крутую, среднюю и отлогую. Сначала крутой стамеской надрезают внешние контуры рисунка. Уголок стамески ставят в начало линии. Нажимая на черенок и вращая его, совмещают лезвие стамески с кривой и делают надрез. Для подрезки контура применяют отлогую стамеску.
Иногда при контурной резьбе надрез контура с внутренней стороны выполняют круто, а подрезку с внешней стороны — полого. Это делает рисунок более выразительным.
Техника контурной резьбы требует от исполнителя большого внимания, свободного владения инструментом и высокого художественного вкуса.
Плоскорельефная резьба — это резьба с невысоким условным рельефом, расположенным в одной плоскости с уровнем украшаемой поверхности.
Плоскорельефная резьба является переходным видом от контурной резьбы к рельефной. Свое название она получила оттого, что фигуры изображения, оставаясь в основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создает иллюзию рельефа. Этот вид резьбы дает резчику возможность выполнять различные композиции с растительным орнаментом, изображением птиц, человека, животных.
Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей:
- резьба с заоваленными контурами;
- резьба с подушечным фоном;
- резьба с подобранным (выбранным) фоном.
Резьба с заоваленными контурами, как и контурная, выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки режутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются).
Резьба с подушечным фоном. В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению такая резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы.
Плоскорельефная резьба с выбранным фоном выполняется так же, как и обычная заоваленная резьба. Фон в этой резьбе выбирают на небольшую глубину, поэтому орнамент как бы лежит на ровной плоскости. Для игры светотени и контраста фон иногда чеканится.
Плоскорельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.
В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению к фону и художественно обработано в пределах глубины фона. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. Изображение может быть углублено по отношению к фону. Такой рельеф называется вогнутым. Этот вид резьбы наиболее распространен.
Рельефная резьба имеет следующие подвиды:
барельефная резьба — резьба с низким рельефом; узор выступает над фоном незначительно, характер рельефа - силуэтный.
горельефная резьба - резьба с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени. Обычно узор выступает над уровнем фона на половину своей толщины, это создает многоплановые композиции, способствует лучшему выявлению формы изображения.
Рекоменудем посмотреть:
Общие тенденции скульптурного римского портрета
Из Греции искусство портретов перешла к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений, (статуе и герме), прибавили новый род- бюст. Многие греческие ремесленники работали в Риме, правда, уже с соблюдением желаний р ...
История одного скинхеда
История скинхеда по имени Иван, рассказанная его соседом по подъезду. Иван вместе с этим соседом ежедневно выходил курить на лестничную клетку – и каждый день рассказывал о своей жизни.
В 14 лет Ивана выгнали из школы за исключительную н ...
Маяк Александрийский
Египет, 285-279 годы до нашей эры.
Необходимость появления в III веке до нашей эры маяка возле крупного портового города Александрия, основанного Александром Македонским и названного в его честь, диктовалась чисто практическими соображен ...
Навигация