Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille - декоративная раковина, ракушка, рокайль (ниже дано определение)), реже роккоко - стиль в искусстве (в основном, в архитектуре), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время правления Регента Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная загруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Впоследствии стиль рококо сменился неоклассицизмом.
Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности.
Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных орденов; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т.п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perückenstil, Zopfstil).
Как на особенно замечательные из этих памятников можно указать во Франции на Версальский дворец, в Германии - на Дрезденский Цвингер, в России - на петербургский Зимний дворец и некоторые другие постройки графа Растрелли. Интересным памятником рококо считается Амалиенбургский павильон замка Нимфенбург в Баварии.
Версальский дворец (фр. Château de Versailles) - парадный дворец французских королей в пригороде Парижа Версале.
С XVII века являлся образцом для дворцов многочисленных монархов и князей по всей Европе.
С 1979 Версальский дворец включён в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Ниже - фасад Версальского дворца.
Этот стиль ассоциируется, прежде всего, с причудливыми формами орнаментики, состоящей из раковин, коралловидных образований, завитков, цветочных гирлянд, прихотливо извивающихся стеблей.
В противовес парадности и масштабности барокко в архитектуре рококо получают развитие постройки более интимного, камерного характера, с господствующим в их интерьере, культом уюта, изящества и изнеженности.
Появляются новые типы жилых помещений: будуары, интимные кабинеты. Стиль рококо наиболее ярко и последовательно проявился в оформлении интерьеров. Зеркала, позолота, буйно стелющиеся по стенам и потолкам лепные узоры деформируют пространственную структуру интерьеров. Архитектоническое начало с его колоннами, пилястрами, карнизами сменяется откровенно декоративным; единственный элемент, служащий членению поверхностей стен и потолков - капризно изогнутая рамка.
Стилю рококо чужды прямая или правильных очертаний кривая линия и симметрия. В мебели и декоративном убранстве интерьера используются самые дорогие материалы: экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелены, бронза, золото. Новинка эпохи, завезенная из Китая - бумажные обои для оклейки стен жилых помещений.
Наиболее характерной особенностью мебели для сидения этого стиля является почти полное отсутствие прямых линий. Все они изогнуты: вертикальные - соответственно конструктивным требованиям, горизонтальные - согласно требованиям удобства. Все углы скруглены. Суживающиеся книзу ножки с характерным изгибом внизу оканчиваются каблуком, замаскированным изящным, не доходящим до пола завитком. Они сильно расширяются кверху, прочно охватывая раму сиденья и сливаясь с нею в одно неразрывное целое. К крепко связанному каркасу приделывается спинка в виде прямоугольника со скругленными углами и вырезанными боками, напоминающая деку скрипки. На сиденье, спинку и локотники накладываются подушки, обитые шелковой материей.
Диван образуется путем соединения трех кресел с общей связью, причем средние локотники и лишние ножки выбрасываются. В период уже развитого рококо на передней стороне дивана хотя и остаются четыре ножки, но они расставлены неравномерно, средние шире боковых.
Кубические формы комодов и шкафов в стиле рококо как бы разбухли книзу, который словно отек и выпучился вперед.
В мебели рококо существует несколько типов столов. Декоративные столы-консоли наглухо прикреплены к стене, по большей части неразрывно связаны с находящимся над ним зеркалом, заключенным в богатую резную раму: их доска делается из мрамора, у которого только прилегающая плотно к стене сторона - прямая, все же остальные изогнуты по кривым. Поддерживающие доску ножки консоли сильно изогнуты. Существуют также декоративные столы на четырех ножках, стоявшие посреди комнат. Обычно в дворцовых залах они служат только для украшения. На них ставят часы, канделябры и пр. При устройстве письменных столов в эту эпоху начинают более всего заботится об удобстве работающих за ними. Для этого к обычным столам с тремя ящиками с короткой или с длинной стороны, а иногда и с трех сторон, приделывают ряды открытых ящиков, разделенных вертикальными перегородками на небольшие ячейки.
Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается именно в эпоху рококо. Архитекторы в своих проектах стремятся достигнуть полного стилевого единства всех компонентов комнатного убранства: декора стен и потолков, форм мебели, расцветок драпировочных и обивочных тканей.
Стиль рококо был в первую очередь стилем придворно-аристократического искусства, но он наложил отпечаток на характер всей художественной мебели, всего декоративно-прикладного искусства эпохи.
Рококо - декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утончённости, некоторой манерности и чувствительности. Стиль рококо отражал вкусы аристократии времён заката абсолютизма (эпоха правления Людовика 15). В интерьере преобладали пастельные тона: голубые, розовые, серые, фиолетовые, позолота - лёгкая, светлая. Стены затягивали шёлком или покрывали росписями. Интерьер дополнялся предметами из фарфора и большим количеством зеркал. Интерьеру соответствовал и характер костюма - богатый, нарядный, декорированный золотом и драгоценными камнями. Костюмы шили из бархата, тяжёлого шёлка, парчи, буржуазия - из шерстяных тканей.
Мужской костюм. Обязательной принадлежностью мужского костюма была белоснежная рубашка с кружевами манжетами. Разрез на гуди украшался кружевными оборками - жабо. Поверх рубашки надевался камзол из шёлковой ткани, украшенный вышивкой. Поверх камзола носили бархатный кафтан. Кафтан шился точно в талию, а в полы вставляли клееный холст или пластины из китового уса, чтобы они расширились к бёдрам. Рукава кафтана были с широкими, почти до локтя обшлагами другого цвета. Кафтан и камзол не имели воротника, но зато имели карманы с клапанами. Борта кафтана и обшлага украшались золотым или серебряным шитьём и пуговицами из металла или драгоценных камней. Узкие панталоны - кюлоты заходили за колено и застёгивались на пуговицу. На ногах знать носила белые шёлковые чулки, буржуазия - цветные или полосатые.
Обувь башмаки на каблуке, украшенные пряжками. Причёски - белые, напудренные парики. Над ушами волосы укладывались в небольшие валики, сзади волосы заплетали в косичку или укладывали в чёрный шёлковый мешочек. Лицо всегда гладко брили. Мужчины пользовались пудрой, румянами, чистили и белили зубы, использовали духи. Головные уборы - шляпа - треуголка, украшенная перьями, которую в основном носили в руках. Дополнением служили шляпы, перчатки, муфты и табакерки.
Женский костюм в начале века имел такой силуэт: узкие плечи, чрезвычайно тонкая талия, округлая линия бёдер, маленькая причёска - всё это придавало фигуре изящество и лёгкость. Женщины носили корсет, панталоны и несколько нижних юбок. Нижние юбки крахмалились и пристёгивались. Женщины носят два платья: нижнее - фрипон, верхнее распашное - модест. Лиф платья на груди скреплялся бантами или шнуровался, вырез - каре, обшитый кружевами. Рукав был узкий. Длиной до локтя, украшался у локтя пышными волнами из кружев. На шею повязывали лёгкую шёлковую косынку. Придворное платье натягивалось на нижнюю круглую по форме юбку, державшуюся на каркасе из китового уса. Модным типом женского платья был контуш - длинная, не отрезная в талии одежда, которая одевалась поверх нижней юбки на каркасе. Контуш был распашным и скреплялся на груди при помощи лент, на спине он образовывал крупные складки, заложенные под обшивкой ворота. Платье украшалась бантами, кружевами, букетами цветов и вышивкой.
Головные уборы надевали редко. В дорогу надевали небольшую по размерам шляпу - треуголку. При выходе на улицу голову покрывали кружевной накидкой. Причёски были небольшими по объёму и состояли из локонов, поднятых вверх, сколотых на затылке, и украшенных перьями, цветами и т.д. волосы обильно пудрили. Обувь - туфельки на высоком каблуке с узкими носами. Дополнениями служили большое количество ювелирных украшений, муфты, веера. Самое модное дополнение - чёрная бархотка на шее.
- Как в "Домострое" регламентируются отношения между членами семьи
- Сравните по 4 этническим классификациям коряков и нанайцев
- Перечислите христианские праздники, приходящиеся на лето, раскройте их смысл
- Весак в ламаизме
- Чем отличались стиляги от фарцовщиков в культуре советского периода
Рекоменудем посмотреть:
Реализм. История развития стиля и жанра
Термин "реализм" происходит от позднелатинского realis – что означает вещественный, действительный.
Реализм в искусстве и есть художественная истина, или, иначе говоря, жизненная правда, выраженная в художественных образах.
Те ...
Система обслуживания пользователей в библиотеке
Библиотечное обслуживание - это открытая, многоуровневая подсистема библиотеки по предоставлению разнообразных информационных услуг, ориентированная на пользователей. Поэтому функционирование этой подсистемы связано с мониторингом, анализ ...
Символизм во Франции
Становление символизма во Франции – стране, в которой зародилось и расцвело символистское движение, – связано с именами крупнейших французских поэтов: Ш.Бодлера, С.Малларме, П.Верлена, А.Рембо. Предтеча символизма во Франции – Ш.Бодлер, в ...
Навигация