Уже в самые отдаленные времена философов волновали вопросы: почему существуют различные языки и обычаи, как объяснить, что живущие в одно и то же время и в одном и том же регионе народы ведут разный образ жизни, имеют разные несхожие традиции в культуре, наконец, что же такое культура вообще, как она возникла, в чем ее роль, ее значение для существования народов, сословий, классов, государств и каждого отдельного человека? Ответы на эти, а также и другие вопросы по проблемам культуры, давались давно, еще с древнейших времен.
Хотя само слово «культура» вошло в обиход европейской общественной мысли со второй половины ХУШ в., более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за ее пределами. Например, дхарма в индийской философии и религии. Это понятие означало царящий над миром вечный моральный закон и определяло культурно-нравственную установку для правильной жизни. У древних греков мы встречаем такое понятие как пайдейя, подразумевавшее образование, гармоничное телесное и духовное формирование человека, реализующее все его способности и возможности. С ним связано представление об общем образовании и занятиях, пользующихся уважением в среде свободных людей. Эллины видели в пайдейе главное свое отличие от некультурных варваров.
В позднеримскую эпоху складываются представления, передаваемые основным смыслом слова «культура». В это же время под культурой стали подразумевать позитивно оцениваемый городской уклад общественной жизни. Такое понимание сохранялось и в средние века.. Слово «культура» стало ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху Возрождения под совершенством культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей.Для просветителей характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и государственных форм правления. Так, французские просветители XVIII в. Вольтер, Тюрго сводили содержание культурного процесса к развитию человеческого разума. Культурность нации или страны состоит в разумности их обществ, в противоположность дикости и варварству первобытных народов. Разумность общественных порядков и политических учреждений измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Цель культуры, соответствующая высшему назначению разума, - сделать всех людей счастливыми. Человек должен жить в согласии с запросами и потребностями своей «естественной» природы, натуры. Эта концепция культуры получила название натуралистической.
- Историко-философские традиции в анализе культуры
- Эволюционизм и диффузионизм в культурологии
- Теория культурно-исторических типов и «локальных цивилизаций»
Рекоменудем посмотреть:
Живопись В. Перов
Практическая направленность идейной борьбы 60-х годов не могла не наложить свою печать на живопись этого десятилетия. Она и внушала художникам веру в эффективность прямой критики действительности с целью устранения ее вопиющих пороков. Ли ...
Религия времен пунических войн
К середине 3 века, подчинив всю территорию Италии, Рим превратился в крупное государство, добивавшееся гегемонии во всем средиземноморье, что привело к столкновению с другой крупной державой – Карфагеном. Начинается эпоху пунических войн ...
Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения
"Самая большая роскошь - роскошь человеческого общения", - сказал кто-то из мудрых. Большинство людей, я полагаю, разделяет это мнение.
Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие.
Общая тема разговора з ...
Навигация